Разбор полетов
Авиацию ставят на рельсы?
Нужно сказать, что первые шаги по реанимации Украины как крупной авиационной державы потребовали кроме немалого мужества, еще и предпринимательского подхода. Чего стоил, к примеру, железнодорожный заказ на изготовление нового авиалайнера Ан-140, в значительной мере способствовавший активизации авиастроительной промышленности!
Вместе с тем сегодня еще не приходится говорить о том, что украинская авиация окончательно «стала на крыло». Днями профсоюз некогда крупнейшей авиакомпании «Авиалинии Украины» проводил пикетирование Кабинета Министров и транспортного ведомства, пытаясь таким образом добиться выведения этого единственного полностью государственного предприятия отрасли из кризисного состояния. Минтранс был вынужден пойти на уступки и подписал с ЦК профсоюза авиаработников «протокол договоренностей», в котором обязался не допустить банкротства компании и до октября погасить ее персоналу задолженность по заработной плате (свыше 3 млн. грн.). В сентябре-октябре стороны договорились разработать программу выведения компании из кризиса.
Правда, это не говорит о том, что Минтранс, безусловно, обеспокоенный судьбой «Авиалиний», полностью берет их на свое содержание. Судьба авиакомпании «Авиалинии Украины» — «в ее руках», заявил во вторник Г.Кирпа и осудил руководство компании за плохое содержание авиапарка, добавив, что из 27 ее самолетов в рабочем состоянии сегодня находятся только три, причем два из них уже в сентябре выработают свой ресурс. Министр не побоялся ввести общественность на кухню финансовой и трудовой дисциплины своего ведомства, рассказав о том, что Минтранс на протяжении нескольких месяцев тщетно ставил вопрос об аудите и наведении порядка в бухгалтерии компании. Тем не менее в июне «Авиалиниям Украины» был выделен целевой кредит в объеме 2 млн. грн. для продления ресурса четырех самолетов, а теперь еще и даны приведенные выше обещания. В ближайшее время Минтранс намерен заслушать отчет о работе компании. Но особых надежд на нее в министерстве не возлагают. По словам Г.Кирпы «Авиалинии Украины» выполняет всего 5% в общем объеме авиаперевозок Украины и «не решают судьбу авиации». «Но мы будем помогать, если эта помощь будет правильно восприниматься руководством и коллективом» — то ли пообещал, то ли пригрозил министр. Как сказал «Дню» первый вице-президент «Авиалиний Украины» Виталий Потапов, помощь Минтранса будет оказана в виде кредита.
Между тем роль «пожарной команды», к тому же использующей для спасения «утопающих и падающих» перекрестное финансирование, не слишком украшает орган государственного управления, каковым является Министерство транспорта. В этом плане нельзя сбрасывать со счетов и вопросы критиков Минтранса, рассматривающих реанимированную систему внутренних авиасообщений как не слишком эффективную. И действительно, по данным «Укравиации», с начала реализации программы развития внутреннего авиасообщения в стране выполнено более двух тысяч полетов, во время которых перевезено более 50 тысяч пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы перевозок пассажиров возросли в 2,2 раза, а количество полетов — в 2 раза. Все это, безусловно, впечатляет. Но вот загрузка рейсов составляет, по официальным данным, лишь немногим больше 50%. А простой подсчет показывает, что в среднем одним рейсом перевозилось 25 человек. О какой прибыли в данном случае может идти речь? Тем более, что цены на авиабилеты волевым решением Минтранса снижены вдвое... По-видимому, роль бесплатного кредитора авиации отводится успешно работающей железной дороге. Но в таком случае возникает совершенно не праздный вопрос о том, зачем недавно были повышены железнодорожные тарифы... Чтобы поднять авиацию!?
Но в ведении Минтранса еще имеется речной и морской флоты, также находящиеся не в лучшем состоянии. Можно ожидать, что в скором времени министерство обратит внимание и на них... Думается, что это довольно рискованный подход. Железнодорожный «Боливар» такой груз может и не потянуть. По данным Госкомстата, за семь месяцев железнодорожным транспортом перевезено на 0,6% меньше пассажиров, чем за такой же период в прошлом году.
Выпуск газеты №:
№152, (2002)Section
Панорама «Дня»