РЕАНИМАЦИЯ
Украинские, российские и белорусские экологи начинают оздоравливать ДнепрНе прошло и месяца после окончания пятой Всеевропейской конференции министров экологии, а первые доказательства всей серьезности задуманного и подписанного на ней уже последовали. Вчера в Киев приехали представители России и Беларуси, чтобы вместе с украинскими экологами и экспертами приступить к воплощению в жизнь трехстороннего заявления министров о сотрудничестве в сфере экологического оздоровления Днепра. Подобным образом в свое время объединились Дунайские страны. Однако в днепровском случае эксперты делают ставку еще и на общность славян. По их мнению, КПД от менее масштабного, но близкого по духу альянса должен быть в несколько раз выше.
Настрой, с которым открылась первая сессия Международного Днепровского совета, был более чем деловой. Во всяком случае, призывов к действиям в приветственных речах встречалось немало. По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Беларусь Александра Апацкого, их страна давно «купается» в днепровских проблемах. И несмотря на то, что сотрудничество в этом вопросе длится еще с 1994 года, только сегодня очевиден существенный прогресс — впервые речь идет о совместной стратегии для трех стран.
Началось же все с того, что Глобальный экологический фонд выделил $ 7 млн. на диагностику днепровских «болезней». Результаты оказались вполне ожидаемыми, но для Украины не вполне оптимистичными. Например, если на территорию России и Беларуси приходится пять горячих точек — то есть наиболее проблемных по своему состоянию объектов, — то на территорию нашей страны их вдвое больше. Лидирует среди них Киевский водоканал, Запорожсталь, Херсонский водоканал и Никопольский коксохимический завод. Киевский и херсонский объекты рассчитаны лишь на так называемую коммунальную очистку и при этом вынуждены выступать в роли эдаких помойных ям. И хотя заместитель госсекретаря Минэкоресурсов Украины Анатолий Гриценко утверждает, что 30 млн. украинцев — пользователей днепровской воды — в безопасности, с остальными очистительными сооружениями дела обстоят не лучше. 26 млн. гривен, которые в прошлом году выделил отечественный фонд охраны окружающей среды на реанимацию оборудования, не смогли существенно повлиять на его работоспособность.
В целом же Днепр определили как «умеренно загрязненную реку». Хотя лабораторные анализы, проведенные в 2000 — 2001 годах, выявили превышение предельно допустимых норм по 16 показателям. Наиболее тревожны результаты по железу и марганцу, что связывают с последствиями выбросов горнодобывающих предприятий в местах водосбора рек бассейна. По словам заместителя директора Украинского научно-исследовательского института экологических проблем Минэкоресурсов Украины Александра Васенко, загрязненность бассейна Днепра на границе с Беларусью на 40% выше, нежели на границе с Россией. Там же обнаружено и существенное превышение нормы по показателям цезия и стронция. Кроме того, за последние годы существенно уменьшилась лесная зона, что ведет к нарушению водообмена и уже спровоцировало исчезновение 11 видов растений (в группе риска — еще 115).
Тревожить, по мнению экспертов, должна еще и чрезмерная «обогащенность» днепровской живности тяжелыми металлами. Тем более, что флора и фауна призваны стать индикатором качества воды бассейна Днепра. На Западе сейчас именно так и поступают, и резолюция Европарламента относительно водной политики континента предусматривает оценку водных ресурсов на основании данных об их обитателях. «Украине такой шаг позволит еще больше сблизиться с Европой», — говорит директор института гидробиологии НАНУ Виктор Романенко. А кроме того, этому поспособствует и создание так называемых экологических сетей — концентрации всего того, что может быть положительным в экологическом плане вдоль бассейнов рек. Надо сказать, в данном вопросе уже появились первая ласточка. Недавно Кабмин издал соответствующее распоряжение, и эксперты надеются, что в ближайшее время подобные «экооазисы» появятся и вдоль Днепра.
Выпуск газеты №:
№109, (2003)Section
Панорама «Дня»