Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Реанимация проблемы

26 июня, 00:00

«Украине следует определиться с базированием Черноморского флота, поскольку по критериям НАТО страна, на территории которой находятся иностранные военные формирования, не может быть членом Альянса», — сказал в разговоре с журналистами заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Пирожков. Заявление было сделано во время конференции «Украина и региональное сотрудничество в сфере безопасности: взгляд в будущее», организованной Центром европейских и международных исследований. Пирожков также отметил, что конкретные переговоры еще не начались, а только стоят в плане. Особо сенсационной новостью это заявление не стало, хотя и сделано оно было в режиме «без прямой ссылки» — то есть, распространение его было нежелательным, учитывая политические мотивы. Однако в эфире ТСН в понедельник этому заявлению придали немотивированно сенсационный характер. В Москве сразу же ответили, что «командующий ЧФ адмирал Комоедов в курсе заявления заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Сергея Пирожкова о намерениях Киева инициировать переговоры с Москвой о дальнейшей судьбе Черноморского флота, но не намерен его комментировать. Заявление представителя украинской стороны является политическим и не влечет за собой никаких последствий для флота», — так Интерфаксу ответили в пресс-службе ЧФ.

Сенсации нет, поскольку важность решения проблемы базирования Черноморского флота уже отмечалась после принятия решения СНБОУ о разработке стратегии, целью которой является присоединение к системе безопасности, основанной на НАТО. «Реакция со стороны России уже была. Они не хотят этих переговоров, а хотят продолжения срока аренды, поскольку ничего не делается для создания новой базы для размещения ЧФ», — говорил Пирожков, и это также не новость. Российские дипломаты и эксперты, с которыми «День» общался, были убеждены, что этот вопрос для России на повестке дня не стоит — в отличие от Украины.

«Когда дело дойдет до того, чтобы подавать заявку на вступление в НАТО, это будет одним из серьезных вопросов, который нужно будет урегулировать, — сказали «Дню» в МИД Украины. — Этот вопрос постоянно находится в работе, и сейчас идет работа над приведением временного базирования ЧФ России в соответствие с духом и буквой соглашения». Впрочем, есть и голоса, советующие исходить из новых отношений между НАТО и Россией, а также из того, что база ЧФ является фактически союзнической для обеих сторон. Насколько можно понять, подобные предложения при разработке политики не учитываются. В Киеве, таким образом, опять исходят из того, что базирование российского флота — временное, а реакция Москвы на это для украинской дипломатии не является неожиданной.

Есть и третья сторона — НАТО. «Решение проблемы Черноморского флота будет зависеть от того, какие на то время отношения с НАТО и Западом будут у России», — сказал «Дню» директор Института Национальных стратегических исследований Национальной военной академии США Стивен Фланаган. Таким образом, можно допустить, что для НАТО, во всяком случае, для США как для ключевого члена Альянса проблема сегодня также не стоит, и Украине придется ее решать самостоятельно. В основополагающих документах НАТО нет прямых указаний на то, что на территории стран-аспирантов не могут находиться военные базы иностранных государств. Возможно, потому, что военные базы союзников могут находиться на территории стран-членов Альянса. Другие варианты до сих пор просто не рассматривались.

В целом сюжет «ЧФ — проблема на пути в НАТО» сейчас выглядит как, возможно, неосознанная провокация, что вполне может обострить отношения с Москвой, в которых Киев сегодня не имеет инициативы. А также, при соответствующей «работе» Москвы, дать повод Брюсселю заявить, что сначала Украина должна решить все свои спорные вопросы на двухстороннем уровне. И тем самым Киев рискует опять упустить шанс.

Москва не намерена становиться членом НАТО, что еще раз повторил на своей пресс-конференции президент России Владимир Путин. В то же время он дал понять (на примере Эстонии), что Москва не будет чинить препятствий для вступления в Альянс других стран. Возможность (в будущем) вступления в НАТО Украины сегодня в Москве воспринимается спокойно. В то же время в МИД Украины отмечают, что Россия «не сказала нам — идите». Реакцию Москвы нельзя трактовать как изменение позиции. Россия не может изменить ситуацию — и она выбирает конструктив, она сегодня выбирает ту политику, которую Украина выбрала еще в 1993 году.

Очевидно, что настоящим камнем преткновения в той или иной мере проблема Черноморского флота станет позже. Сегодня речь идет о том, воспримет ли НАТО украинское желание форсировать отношения, и каким может быть это восприятие. В частности, Майкл МакФол, представитель Фонда Карнеги, считает, что членство Украины в НАТО — дальняя перспектива, и Вашингтон будет пытаться растянуть этот процесс. Под «растягиванием», сказал МакФол, он понимает расширение отношений Украины с НАТО как особого партнерства, а не как члена. Украинские эксперты считают, что хватит говорить об уникальности Украины, она должна иметь те же возможности, что и любая другая европейская страна. Сейчас Украина, по словам Сергея Пирожкова, подготовит к саммиту Украина—НАТО проект дополнительного документа на расширение Хартии об особом партнерстве, который может быть подписан на саммите НАТО в Праге. Документ должен определять формат отношений в контексте присоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО (Membership Action Plan). Подписание такого документа, по его словам, будет означать принятие решения о присоединении, а не само присоединение. Пока что по всем пяти позициям Плана готовится государственная программа. Но эти намерения должны получить благоприятную встречную атмосферу. А с ней могут быть проблемы — во всяком случае, если обострять проблему временного базирования ЧФ в Крыму.

КОММЕНТАРИЙ

Советник Посольства РФ Вячеслав ДУХИН:

— Сейчас действует соответствующий договор и целый ряд документов, в которых обусловлены все вопросы, связанные с Черноморским флотом. Правовая база непрерывно совершенствуется — есть специальная подкомиссия по ЧФ на межправительственном уровне. Мы намерены сохранять правовую основу в этом вопросе, которая свидетельствует о цивилизованности и предсказуемости в отношениях. Каких-либо официальных обращений с украинской стороны по этому поводу не поступало. Относительно возможности начала таких переговоров (о новых сроках базирования ЧФ в Крыму. — Ред. ) — это гипотетический вопрос, на который невозможно дать ответ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать