Перейти к основному содержанию

Реформы без учителя?

01 сентября, 00:00

Олег ПАНЬКИВ, директор средней общеобразовательной школы села Ясень Ивано-Франковской области, учитель физкультуры с 26-летним стажем , считает, что для того, чтобы можно было что-то изменить в образовании, нужно существенно улучшить материально-техническую базу школы, которая и изменит сам процесс обучения. Следующим шагом, считает Олег Николаевич, должно стать создание условий для привлечения на работу в школы качественных педагогических кадров.

Молодой учитель физмат- лицея № 208 Елена ПАВЛЮК с горечью отметила, что многие очень хорошие преподаватели, с которыми она работала, оставили любимую работу и ушли из школы потому, что их некому было материально обеспечивать. Учительница считает, что дети должны получать все самое лучшее, и в первую очередь — высококлассных учителей, что нужно обязательно что-нибудь сделать, чтобы заинтересовать учителя в результатах своего труда, «ведь страшно, что даже сами учителя перестают ценить значимость своей профессии». Елена Павлюк предлагает ввести в школе изучение предметов по выбору, в котором помогала бы ориентироваться школьная служба психологов.

Система образования в Украине в целом пока еще остается достаточно консервативной. От того, как подготовлены сегодня учителя, как организована работа школ, как действует образовательная иерархия, как относятся просвещенцы, а также и те, кто принимает политические решения, к образованию и его модернизации, будет зависеть и результат реформирования. Ведь самые ценные нововведения в ситуации, не подготовленной к изменениям, не дадут положительных результатов, а только создадут плохую репутацию реформам как таковым. Нам же предстоит воспитывать подрастающих граждан нашей страны способными жить и продуктивно работать в обществе, которое становится все более динамичным и сложным.

Будущая абитуриентка педагогического университета, а пока что ученица 11 класса школы № 302 Киева Олеся КАРЛОВА , которая хочет быть психологом, о своем видении основных моментов реформирования образования говорит следующее: «Становление характера происходит в школьном возрасте. В это время подросткам особенно важна поддержка старших, поэтому нужно менять отношение учителя к ученику на такое, когда ученик видит в своем учителе друга и воспитателя. А еще в школе должны преподавать не отдельные предметы, а культуру жизни. Я бы ввела в школьное расписание такой предмет, как психология, чтобы научить людей лучше понимать друг друга. Чтобы усилить патриотическое воспитание, нужно создавать такие общества, которые могли бы реализовывать возможность молодежи делать что-то полезное для своей страны».

Разговор же со студентами старших курсов столичного педуниверситета имени Драгоманова педагогического вуза получился очень грустным — большинство не собирается работать в школе только из-за низкой оплаты педагогического труда, хотя считают учительскую профессию привлекательной для себя. Естественно, что о реформировании образования эти ребята пока не думают...

Научный сотрудник лаборатории педагогических инноваций института педагогики АПН Украины Вера ЧУДАКОВА исследовала мотивы, которые побуждают учителя к инновационной деятельности, факторы, которые влияют на это, преграды и сложности, возникающие при внедрении инноваций. Результаты ее работы продемонстрировали, что в большинстве своем учителя не столько беспокоятся о материальных прибылях от своей инновационной деятельности, сколько об общественно-моральном признании своей работы и уменьшении для них почасовой недельной нагрузки для освобождения времени для творчества. Однако исследования показали, что больше половины тех, кто занялся инновационной деятельностью, вынуждены были ее прекратить из-за недостатка материальных средств. Внешним же фактором, который содействует нововведениям в школе, является атмосфера в педагогическом коллективе, в создании которой большую роль играет директор школы. «Профессиональное самоусовершенствование, — говорит Вера Петровна, — результат сознательного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которой он реализует потребность вырабатывать в себе личностные качества, которые соответствуют социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и личностной программе развития и которые приносят успех как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Психология же управления самоусовершенствованием педколлектива состоит из оценивания и коррекции мотивационной среды учебного заведения и самоусовершенствования отдельных членов коллектива, в формировании их готовности к инновационной деятельности».

Работа учителя с каждым годом становится все более сложной: глобальный рынок постоянно повышает планку своих требований к школе. Учителям нужно все больше и больше удовлетворять потребности учеников, разнообразные и каждый раз новые, не отставать от стремительно меняющихся технологий в своей области, а также соответствовать требованиям всех слоев населения относительно безупречности во всех отношениях.

К сожалению, в школах Украины пока еще не созданы условия для того, чтобы учитель стал творческой личностью, и большинство учителей по старинке продолжают ждать указаний сверху. Сегодня в школе нужно создавать модель будущего общества, а учителю предстоит стать экспертом по изменениям. При зарплате учителя в два раза меньшей прожиточного минимума этих проблем не решить, однако и решение проблемы оплаты само по себе ситуации не изменит, так как творческую личность может воспитать только творческий учитель.

Продолжение темы на странице "Подробности"

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать