Регистрация: между свободой и удавкой
Уже два года в Украине функционирует упрощенная система регистрации субъектов предпринимательской деятельности, которая является составной частью дерегуляторной реформы. После этого официально регистрация бизнеса уже не принадлежит к главным препятствиям для новосозданных предприятий. Относительная простота этого процесса имела позитивное влияние прежде всего на развитие малого бизнеса: за данными Госкомстата, в течении 1999 года предпринимателей стало больше сразу на 34 тысячи, чего не наблюдалось раньше. Конечно, абсолютно совершенной действующую систему регистрации субъектов предпринимательства назвать нельзя, что и подтверждается данными многих исследований.
Согласно последнему опрашиванию руководителей малых предприятий, проведенному Международной финансовой корпорацией , законодательно установленный пятидневный лимит на получение свидетельства о регистрации во многих случаях не выдерживается, в среднем он составляет 11 дней. Существуют и другие проблемы: правовое обеспечение системы государственной регистрации субъектов предпринимательства рассеяно по 57 нормативно-правовым актам, в Украине слишком большое количество органов регистрации — 764 местных органа власти, причем в почти половине из них процедуры регистрации осуществляются по совместительству. В Госкомитете по вопросам регуляторной политики и предпринимательства считают, что окончательно изменить ситуацию в лучшую сторону должен закон « О системе государственной регистрации субъектов ведения хозяйства» . Проект, подготовленный комитетом, прошел обсуждение в регионах, его концептуальные основы одобрил Кабинет Министров. Однако сыскались и оппоненты: больше всего критических замечаний высказала Государственная налоговая администрация.
Налоговики бьют в набат в связи с непрестанным ростом количества фиктивных фирм: в 1997 г. их было обнаружено 1650, 1998 г. — 2680, 1999 г. — 4169, в первом полугодии 2000 г. — 2625. Согласно оценочным подсчетам, через незаконную деятельность фиктивных фирм государство недосчиталось только налога на добавленную стоимость на сумму 3,9 млрд. грн. И одной из причин такого положения ГНА называет несовершенную систему государственной регистрации предпринимательской деятельности, которая не препятствует недобросовестному предпринимательству.
Однако, по словам председателя Госкомпредпринимательства Александры Кужель , для борьбы с «теневой экономикой» достаточно должным образом применять Уголовный кодекс. Силовыми же методами относительно регистрации эту проблему нельзя решить, подчеркивает А. Кужель, и подтверждает это таким фактом: рост количества фиктивных структур приходится именно на те годы, когда налоговики начали более активно привлекаться к регистрационному процессу.
По мнению заместителя председателя ГНА Алексея Шитри , сегодня органы местной власти не несут ответственности за некачественное проведение регистрации. Многочисленные нарушения (регистрация по фиктивным документам, украденным, затерянным или отсутствие фирмы за указанным адресом, оформление в качестве учредителей недееспособных лиц) выявляются налоговиками на стадии пострегистрационных процедур. Поэтому налоговики предлагают сделать законопроект о регистрации более жестким, введя ежегодный регистрационный сбор, а также финансовые отчеты, и, главное, поставив ежегодную регистрацию в зависимость от наличия справки о полной уплате налогов. Иначе, считает О. Шитря, «закон будет работать против государства». Налоговиков можно понять: как признал О. Шитря, выполнение плана бюджетных поступлений проходит очень напряженно: в августе недополучено 300 млн. грн.
Фактически ГНА предлагает изменить фундаментальный принцип государственной регистрации — перейти от заявочного на разрешительный, считают специалисты Госкомпредпринимательства, а это перечеркивало бы все предыдущие приобретения дерегуляторной политики. К тому же это приведет к значительному осложнению процедуры государственной регистрации (перерегистрации) и к увеличению сроков ее проведения. Желание налоговиков взять регистрацию на себя противоречит и международной практике: в Европе не отыскать ни одной развитой страны, где бы регистрацию бизнеса осуществляли органы юстиции или налоговые службы.