Перейти к основному содержанию

Реинкарнация «Сучасності»

Виктор МОРОЗ: Мы будем привязаны не к информационным поводам, а к явлениям
04 июля, 19:33

На презентацию обновленного журнала «Сучасність» — издания, которое, начиная с 60-х годов прошлого века позиционировало себя как «орган свободной украинской мысли», собрались многие из тех, кого сегодня мы называем национальной интеллигенцией: историки, писатели, искусство- и литературоведы, публицисты, режиссеры, издатели, ученые... Почти все они так или иначе были причастны к созданию «Сучасності» в тот или иной период существования журнала или работают над его созданием и сегодня.

Для своего поколения думающих людей — тех, кто не хотел вмещать свое мировоззрение в узкие имперские рамки, — «Сучасність» стала знаковой. Сначала украиноязычное издание для интеллектуалов выходило вне границ Украины, сюда оно попадало единичными экземплярами, приобщиться к кругу украинских его читателей удавалось далеко не каждому. А кому все же это удавалось, тот рисковал приобрести статус буржуазного националиста с соответствующими для себя последствиями...

Впрочем, с редакцией журнала активно сотрудничали «Радио Свобода» и «Голос Америки», поэтому большинство общественно важных материалов транслировалось в эфире. В 80-х годах все больше прогрессивных людей здесь, в Украине, знакомятся с изданием, хотя даже в конце десятилетия число экземпляров «Сучасності» было очень ограниченным. Очевидцы вспоминают, что среди студентов существовал четкий график чтения каждого выпуска, максимум — 2 часа. Везло тому, к кому журнал попадал на целую ночь.

— В советские времена украинская культура была лишена многих моментов современности, — рассказывает министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун. — До появления Ивасюка — как сегодня помню, была дискуссия о том, может ли быть современная украинская музыка, потому что, мол, украинский язык не ложится на современную музыку. Тогда мы, конечно, имели журналы, в которых печатался весь Союз писателей, но «Сучасність» в те времена была уже вызовом, потому что, начиная с публицистики и заканчивая художественными произведениями, там печаталось то, что нигде нельзя было прочитать. Еще и на красивом украинском языке. Произведения, которые там печатались, были с подтекстами — чтобы вернуть нам нашу ментальность, они вызвали мысли о том, что ты живешь в империи. Часто был страх, что следующий номер не выйдет. Журнал передавался из рук в руки. Это было не просто литературное издание, а целое событие.

Когда «Сучасність» в 1992 году наконец-то попадает в Украину, в издании сразу начинают печататься молодые писатели. Хотя в 90-х смелые эксперименты Андруховича, Забужко, Жадана разочаровали украинскую диаспору. Поэт Василий Герасимьюк вспоминает, что «некоторые лексические и сексуально окрашенные вещи раздражали слишком строгих читателей в диаспоре».

— В первом номере «Сучасності», вышедшем здесь, в Киеве, в 1992 году, была публикация романа «Рекреации». Реакция на этот мой первый роман действительно была немного нервная, — подтверждает писатель Юрий Андрухович. — Тогда меня это ранило. К сожалению, я хотел нравиться всем, а это, по-видимому, был такой жизненный излом, от которого началось разнообразие в отношении ко мне как к автору. Следующей была «Московиада», опубликованная в журнале через год. В ней редакция уже прибегала к определенным хитростям, и в словах «иностранного происхождения» появились точечки — оставалась только первая буква слова и последняя. Может, благодаря этому «Московиада» не вызвала таких бурных негативных реакций, а скорее, позитивные.

Собственно, с «Сучасності», которая в Украине была прежде всего изданием литературным, связаны дебюты многих теперь уже знаковых произведений современной украинской литературы, а также целого ряда уже признанных сегодня писателей, поэтов, публицистов. Еще в советские времена для многих, кто наталкивался на «Сучасність» случайно (таких было немного, но все же), существование этих произведений и людей казалось почти фантастикой.

— Когда я приехал в Киев из Луцка студентом творческого вуза, я в большей степени читал художественную литературу. Публицистику я воспринимал как что-то давнее, что писал когда-то Белинский, Пушкин, — сознается режиссер Лесь Санин. — Для меня абсолютным открытием была «Сучасність». Мне в руки она попала абсолютно случайно. Когда я ехал в электричке в Ирпень, я увидел оставленный кем-то журнал. Это была «Сучасність»... Когда я его открыл, я представил себе людей, работавших над его созданием, и понял, что это именно то место, где я могу общаться, осознавать определенные свои мысли, чему-то учиться. И только позже я познакомился с теми, кто этот журнал создавал.

К сожалению, в определенный момент жесткие условия рынка журнал не выдержал и прекратил свое существование вплоть до сегодняшнего дня. А какой должна быть «Сучасність», чтобы отвечать запросам сегодняшнего дня?

— Молодые люди должны знать, что есть возможность где- то высказать свое мнение, что есть такая маленькая трибуна, где ты можешь быть независимым, современным, качественным. И ты знаешь, что твоя рукопись не только не сгорит, а еще и дойдет до читателя. Я хочу, чтобы эта «Сучасність» была именно такой, чтобы она искала новых авторов, корреспондентов, которые бы отражали происходящее вокруг. Это должна быть трибуна интеллигенции для всего общества. Если удастся журналу подняться на такой уровень, когда он будет востребован, когда люди будут подходить к киоскам и спрашивать — а есть у вас новая «Сучасність»?.. Вот это очень важно, — считает Лесь Санин.

— Он должен быть современным, следить за текущими процессами и соответствующим образом воспроизводить их — в эстетическом, политическом, общекультурном, национальном, мировом и местном контекстах. Другого выхода нет. Но для этого, прошу прощения, нужны деньги, — акцентирует внимание кинокритик и киновед Вадим Скуративский. — Не просто энтузиазм, но и хозяйственная стратегия. Авторы должны что-то получать. И это — нормально! Различный русскоязычный и англоязычный гламур получает невероятные деньги. А чтобы эти деньги шли сюда, следует искать патронат и со стороны государства, и со стороны каких-либо панов.

— Отображать — это не интересно, этот журнал должен быть элитарным в наилучшем смысле, то есть здесь должна быть элитарная публицистика, научные статьи, литература, то есть то, что движет вперед. Потому что попсового у нас достаточно, — указывает творец детской современности Иван Малкович. — Здесь должна быть только высокая, глубокая, парадоксальная, но талантливая мысль. Главное здесь — талант, чтобы когда ты открывал любую рубрику, ты видел пусть не с первого предложения, а со второго, или в конечном счете с третьего, что это талантливо, что это интересно. Если это будет журнал, в котором молодежь захочет печататься, если будут платить гонорары, то молодые авторы будут.

— Издание должно создавать современность, опираясь на то, что мы имеем, то есть отражая современность. Сейчас в Украине существует очень широкий спектр украинской интеллигенции, которая охватывает все участки общественной жизни — и технику, и технологию, и земледелие, и культуру, и грамотность, и музыку... — считает Игорь Юхновский, академик НАН Украины. — Эта интеллигенция — из каждой отрасли, делает свой взнос в развитие Украины. Когда мы говорим о современности, мы должны зафиксировать ее всю, то есть она не должна быть сегментом только литературы, но и всей современности, которая держит государство. И будущая современность должна развиваться на базе каждого сегмента этого большого круга. Вместе с тем это должно быть красиво, романтически, следует быть очень мудрым человеком, чтобы очень просто высказать сложные вещи.

На презентации обществу было представлено несколько номеров уже нового варианта издания. Нареканий на содержание нам не удалось услышать, а вот к форме претензии были...

— Журнал начинается с дизайна. Пока что он никакой, — категорически высказался Иван Малкович. — Будем надеяться, что он будет выруливать в сторону действительно современную, потому что наполнение его хорошее, а вот дизайн... Умела каши наварить, но не умела подать...

Кроме свободомыслия, «Сучасність» будет продолжать еще одну красивую традицию. В течение 15 лет в каждом ее номере публиковались презентационные работы определенного украинского художника. Таким образом за год читатели знакомились с 11 художниками, а всего в течение 15 лет аудитории презентовались 165 художников. На страницах обновленной «Сучасності» сегодня Олесь Соловей, Ольга Ковтун, Владимир Прядка, Елена Владимирова и другие.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

— Чем обновленная «Сучасність» будет отличаться от предыдущего варианта, кроме дизайна?

Виктор МОРОЗ, главный редактор журнала «Сучасність»:

— Мы сегодня возвращаемся к первоисточникам, но в известной степени на новом витке. Это будет действительно орган свободной украинской мысли. Мы не будем привязаны к информационным поводам, мы будем привязаны к явлениям, анализировать определенные явления, происходящие в Украине широкой экспертной средой — и украинской, и зарубежной. Мы попробуем дать широкий спектр современной жизни — наука, экономика, общество, история, политика, культура, и представить наилучшие, по нашему мнению, образцы украинской литературы. Надеемся, что именно так мы найдем своего читателя — достаточно широкого.

— Вы считаете, что сегодня широкие круги доросли до того уровня, чтобы массово воспринимать серьезную аналитику?

— На широкие круги мы не рассчитываем, но от этих интеллектуалов идут концентрические круги, они формируют общественное мнение. Вот как раз на этот сегмент мы и рассчитываем. Сегодня журнал не совсем такого вида, каким мы хотим его видеть. Но мы знаем, каким образом мы должны развиваться. Для того, чтобы он был привлекательной для читателей формы.

— А как относительно распространения?

— Мы надеемся на осень выйти в розничную продажу, хотя подписку можно заказать и сегодня. С осени мы выйдем также на университетские центры, на научные центры, на культурологические центры.

— «Молодую кровь» где будете искать?

— «Молодая кровь» пробивается сама, она ищет себе дыры. Мой первый заместитель, например, — Тарас Антипович — молодой писатель.

— И напоследок — философский вопрос: по-вашему, «Сучасність» должна просто адекватно отображать нашу современность или каким-то образом на нее влиять?

— Она способна формулировать те идеи, системы, концепции, которые происходят в обществе, тем более что «Сучасність» дает повод не для политической, не партийной формулировки, а для формулировки, которая исходит из национальных интересов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать