Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Риски свободной торговли

31 октября, 00:00
Госсекретарь по вопросам торговли Министерства экономики Андрей Гончарук считает абсолютно реальным вступление Украины во Всемирную торговую организацию до конца следующего года. Для украинских предприятий это означает вступление в жесткую конкуренцию с иностранными компаниями на внутреннем рынке и колоссальное расширение экспортных возможностей. Против идеи вступления Украины в ВТО выступает часть аграрного лобби, опасающаяся за конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке. По словам Гончарука, поддерживают правительство на пути в ВТО представители металлургической, химической, частично текстильной отраслей, а также весь малый и средний бизнес. И все же правительственный куратор вступления Украины во Всемирную торговую организацию отлично понимает, что без политического согласия между главными бизнес-элитами страны достичь цели будет очень трудно.

ПОЛЕ БИТВЫ ДЛЯ ОТРАСЛЕВЫХ ЛОББИ

— Андрей Иванович, у идеи вступления Украины в ВТО довольно много противников. Вас не настораживает отсутствие в бизнес-кругах четкого осознания необходимости этого шага?

— Было бы крайне удивительно, если бы все позитивно и на «ура» относились к этому процессу. Всегда ратификация решений о вступлении нашей страны в какие-то международные организации проходит непросто. В это же случае речь идет вообще об эпохальном для нашей экономики событии. Так что дискуссия будет непростой. Но я к этому готов. Ведь в конце концов любая медаль имеет две стороны.

— Вы уже провели предварительные консультации относительно ВТО с экономическими комитетами парламента. После них оптимизма у вас добавилось или поубавилось?

— Моя личная оценка, по парламентским стандартам, между «четверкой» и «пятеркой». Если смотреть со стороны, то, конечно, очень остро звучат критические замечания. Но я уже не раз докладывал в парламенте различные законопроекты и ратификации международных договоров, и могу сказать, что прозвучавшая критика со стороны депутатов — это просто приглашение к дискуссии. Мне очень понравились вопросы, прозвучавшие от депутатов, ранее возглавлявших предприятия «Норд» и Краматорский машиностроительный завод. У них есть беспокойство, но они готовы слушать аргументы. Тем более, оба эти предприятия ориентированы на экспорт, и от вступления Украины в ВТО обязательно выиграют.

— Однозначно против вступления Украины в ВТО выступило аграрное лобби. Какие аргументы вы намерены использовать для них?

— Конечно, позиция аграрного блока представлена резко. Но ее озвучила только одна представительница — Екатерина Ващук. Она представляет Аграрную партию. В ее выступлении я услышал резкую критику, но с другой стороны, я услышал и приглашение к диалогу. Это главное. Я хочу привести данные, которые действительно объективны. За последние 5 лет сельскохозяйственный импорт уменьшился на 21%. Насыщение рынка в 1999 году товарами отечественного производства составляло 93%, а сейчас уже на уровне 95%. Давайте говорить честно — это ненормальная ситуация! Не может быть 95%! В других странах этот показатель значительно ниже, 60—65%.

— Лишь в октябре через переговоры с депутатами правительство, по сути, начало дискуссию с бизнесом. Создается впечатление, что Кабинет Министров просто опасается открытых переговоров с бизнес-кругами по поводу ВТО. Или это не так?

— Думаю, что в этом наша ошибка. Действительно, многим процессам, которые происходили на пути вступления в ВТО, мы не придавали публичности. Это касается даже очень активной стадии, которая наблюдается в последние два-три года. Публичных мероприятий, с одной стороны, за последние полтора года было немало, около десяти международных конференций. Но встреч в узком кругу, что называется, «по интересам», было мало.

Мы уже начали такие встречи с аграриями. Чуть раньше прошли встречи с объединением «Новая формация», это малый бизнес. Кстати, хочу отметить, что именно от них мы получили самую большую поддержку. Украинский малый бизнес не боится конкуренции, он хочет большей открытости, большей предсказуемости, и некоторые надежды по этому поводу связывает именно с ВТО. А вот с металлургами пока нет большой «публички». Но с другой стороны, мы имеем постоянные контакты с, так называемым металлургическим генералитетом, хозяевами предприятий. Когда речь идет о других темах, они так или иначе уже сами вводят в обиход нашей дискуссии понятие ВТО. «А вот если бы мы были членами ВТО, то что бы было? А как там с демпингом? А как было бы с ограничениями на рынке США?». Я конечно рассказал им, что для стран ВТО ограничения на рынке США действуют не так жестко. ЧЕГО УКРАИНЕ ЖДАТЬ ОТ ВТО?

— Что будет с торговым сальдо Украины в случае вступления в ВТО? Следует ли ожидать резкого увеличения импорта?

— Торговое сальдо будет позитивным. Первые год-два будет все совершенно спокойно. А потом, я могу прогнозировать ситуацию, когда пойдет большой поток инвестиций, а инвестиции — это импорт. В виде оборудования, машин и так далее. Вот здесь будет определенная диспропорция, и многое будет зависеть от наших экспортных возможностей, как мы будем открывать новые рынки. Здесь уже будет действовать фактор непредсказуемости мировой конъюнктуры.

— Стоит ли после вступления в ВТО ожидать в магазинах увеличения импортных продуктов питания?

— Давайте приведем конкретный пример, посмотрим итальянскую завезенную колбасу и нашу обычную сырокопченую колбасу. По цене если не в 10, то в 5 раз разница. Ну и что будет с итальянской колбасой? Она лежит в «Фуршете», я не знаю, как они ее там сохраняют, может, они ее мало завозят, но ее не берут. Вот я стою в очереди, покупаю сыр, покупаю колбасу, кстати, многие удивляются, но я делаю это сам, с супругой точнее, и я не вижу, чтобы ее покупали, эту итальянскую колбасу. Так что думаю, наверняка, ничего страшного не произойдет.

— Какие отрасли будут наиболее уязвимыми после вступления в ВТО?

— Транспортная составляющая, инфраструктурная составляющая, в ней доля импорта будет достаточно высокой, потому что у нас там традиционно слабые позиции. Но зато в этих отраслях будут дешеветь услуги. «РОССИЙСКИЙ ВОПРОС»

— Торговые отношения Украины с Россией остаются напряженными. Но обе страны стремятся в ВТО. Теоретически, если Украина вступит раньше, то сможет выдвинуть свои условия вступления России, и снять многие ограничения на экспорт своих товаров. Насколько это реально?

— Я думаю, что мы идем более высокими темпами, чем Россия. Кстати, наши российские коллеги к этому вопросу проявляют интерес. Я могу дать экспертную оценку, что мы идем более высокими темпами, хотя дэ- юре россияне, с точки зрения многостороннего процесса, идут впереди. В январе принято решение о составлении протокола, хотя июньское заседание, и это оценка российских переговорщиков — было не совсем неудачным. Это касается и цен на газ, и автомобилей, и сельского хозяйства. На двустороннем фронте у россиян пока нету конкретных результатов, сейчас они, насколько я знаю, месяц назад послали уточненную тарифную позицию, конечно, это не может не замедлять.

— Ранее премьеры Украины и России заявили, что будут координировать вступление в ВТО. Прорабатывается ли возможность одновременного вступления?

— Отвечу максимально откровенно: если бы мы были с россиянами членами таможенного союза, конечно, тогда нужно было бы координировать, но, мне кажется, у россиян на сегодняшний день со своими членами сложно проходит координация. Особенно учитывая то, что один из членов таможенного союза — Киргизия — является членом ВТО. Как они это собираются координировать, когда у Киргизии достаточно низкие тарифные ставки и серьезные обязательства в области других секторов? Мне очень сложно сказать, что Киргизия будет передоговариваться, это будет беспрецедентный случай в истории ВТО. Я думаю, при всем уважении к Киргизии, она не занимает того места в мировой торговле, чтобы рассчитывать на такой прецедент. Можно оценить прогресс Белорусский, у них сейчас очень низкая переговорная динамика. Казахи в последнее время показали ее более высокой. И насколько я знаю, у казахов есть отличные от России подходы.

— То есть все ограничится лишь взаимными консультациями Украины и России на пути в ВТО?

— Консультации — да. Консультироваться и обмениваться информацией можно, но не будем забывать, что вся информация, которая находится в переговорном процессе или в стадии договоренностей по ВТО, является конфиденциальной. Поэтому если бы мы открывали карты по состоявшимся договоренностям, это было бы нарушение правил.

— То есть договор о свободной торговле между Украиной и Россией станет реальностью только после вступления двух стран в ВТО?

— Я считаю, что наша позиция совершенно открыта. Мы хотим нормального договора о свободной торговле. К сожалению, с российской стороны больше звучит — давайте ЕврАзЭС. А по ЕврАзЭС нам многие вещи просто непонятны. Необходимо время для оценки всех за и против.

— Кстати, до сих пор ни от кого в правительстве так и не прозвучало четкой аргументации, почему Украине не выгодно ЕврАзЭС.

— Аргумента против ЕврАзЭС не прозвучало и не прозвучит, потому что это сложная многослойная политика. Потому что Россия это наш комплексный партнер и «нет» не скажет ни один политик. А с экономической точки зрения я совершенно точно говорю: «Нам необходимо максимально развить наши отношения в рамках зоны свободной тороговли без всяких ограничений и изъятий». Россия сегодня говорит ВТО: «Мы хотим иметь высокие ставки на молочную и мясную продукцию», но в России дефицит по этим позициям, им нужно завозить, но не может за 2—3 года у них развиться эта отрасль, поэтому я этого не понимаю. Как можно на молочную продукцию выставлять более 50% ставку, может быть, это переговорная тактика, может, это уловки, так это другой вопрос, потому что мы к этому относимся гораздо спокойнее, считаем, например, что по зерновым 10% вполне достаточно.

— То есть несмотря на общего «предка», российскую и украинскую экономики очень трудно интегрировать?

— Надо смотреть экономики, не смотря на то, что мы вышли из одного народно-хозяйственного комплекса, структура у нас отличается. Какие бы россияне ни были, у них в первую очередь сырьевая направленность экспорта. Мы исторически должны ориентироваться на экспорт товаров с повышенной степенью переработки, в том числе и металлургию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать