Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рискованные референдумы

Чем аукнется голландское «nee» для Украины?
03 июня, 00:00
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ЖОЗЕ МАНУЭЛ ДУРАУ БАРРОЗУ НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ НА РЕАНИМАЦИЮ КОНСТИТУЦИИ ЕС. ОН ПОПРОСИЛ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СТРАН-ЧЛЕНОВ НЕ ОТМЕНЯТЬ РАТИФИКАЦИИ ДОКУМЕНТА / ФОТО РЕЙТЕР

Вчера Европейскому Союзу пришлось по- библейски смиренно подставить европейцам другую щеку — после фрустрационного «non» Европейской конституции во Франции, голландцы последовательно сказали «nee» проекту основного документа ЕС. Результат «лагеря отказчиков» в Нидерландах оказался еще более поразительным — 61,6% против 38,4%. Обозначаает ли это абсолютную смерть Евроконституции, существование и действие которой зависит от ратификации всеми 25 странами-членами ЕС?

Накануне референдума, результаты которого с точностью были предусмотрены соцопросами, неоднократно высказывались предположения, что результат голландского референдума не окончателен, — скорее всего плебисцит будет проведен второй раз. Так в свое время случилось с Ирландией, не ратифицировавшей Договор Ниццы, который должен был предоставить ЕС право на расширение в 2004 году, — его «додавили» на повторном референдуме. Однако разрыв между противниками и сторонниками Конституции ЕС в Нидерландах оказался в два раза большим, чем во Франции. Есть ли смысл в повторном голосовании? Франция заявила, что не будет переголосовывать, однако не лукавит ли она? Ряд экспертов утверждают, что при условии каких-либо косметических перемен, которые дали бы повод французскому и голландскому правительствам говорить о том, что они отстояли национальные интересы граждан, повторные референдумы во Франции и Нидерландах более чем вероятны. И, вполне возможно, что со второй попытки они таки будут иметь нужный результат. Не потому ли европейские лидеры призывают продолжать ратификацию Евроконституции в других странах, не обращая внимания на негативные результаты референдумов? Однако председатель Европейской комиссии Жозе Мануел Дурау Баррозу неоднократно заявлял, что «плана Б» для Евроконституции не будет, что какое-либо пересмотрение ее исключено. Таким образом, она обречена?

Ведь самое главное в этой патовой ситуации то, что голландцы и французы встали не против собственно Конституции ЕС — в среднем более-менее четкое представление об этом документе имеет только 33% европейцев. Протест, высказанный на последних референдумах, в первую очередь стал признаком кризиса доверия к непопулярным французскому и голландскому правительствам, деятельностью которых граждане были недовольны. Во Франции «бревном в глазу» стала неспособность помочь высокому уровню безработицы, в Нидерландах основным упреком стало обесценивание на 10% голландского гульдена с введением евро. Скептицизм голландцев объясняется также и недоверием к парламенту — более 60% населения (именно тех, кто сказал «nee» Конституции ЕС) еще до референдума были уверены, что даже в случае неутверждения ими Евроконституции парламент все равно ее ратифицирует. Если он действительно так поступит, то пропасть между избирателями и политиками станет значительно глубже.

На очереди референдумы в Польше, Чехии, Великобритании. Однако чехи уже сомневаются в целесообразности его проведения. Поляки пока что собираются провести его вместе с первым туром президентских выборов и могут даже получить положительный результат, если евроскептики не проведут активной антипропаганды (пока что более 50% поляков поддерживают Конституцию ЕС). А вот Великобритания выжидает — ее лидеры сказали, что должны обдумать результаты французского, а теперь и голландского референдума. Хотя ни для кого не секрет, что Тони Блер теперь имеет прекрасную возможность выйти сухим из воды и отказаться от референдума, идея которого, как и сама Евроконституция, не воспринимается британцами.

В общем пока что будущие перспективы Конституции ЕС выглядят довольно туманно, а конфликт внутри Союза — довольно сложно и затянуто. Значит ли это, что ЕС не будет иметь времени на Украину из- за собственных проблем? Такое мнение довольно популярно. И имеет определенные основания. Несколько лет назад еврочиновники заявляли, что Брюсселю не до Украины потому, что ЕС должен подготовиться к приему десяти новых членов. После расширения у Евросоюза появилась другая отговорка — нужно «переварить» новичков. Потом Киеву намекнули: вопрос интеграции Украины в ЕС несвоевременен, пока не будут урегулированы вопросы с ратификацией Евроконституции (особенно — во Франции). Очевидно, теперь у европейских бюрократов появится дополнительная мотивация «усмирения» евроамбиций Украины: подождите, пока мы залечим раны после провала двух (во всяком случае, пока что) референдумов.

В этом контексте провал французского и голландского референдумов опосредствованно может отразиться на самой евроинтеграции Украины. Голосование во Франции и Голландии может быть использовано украинскими «псевдоевроскептиками» как превратное доказательство того, что ЕС — организация проблемная и нестабильная, таким образом, Украине не стоит в нее интегрироваться. Наряду с этим более «спокойным» выглядит восточновекторное ЕЄП, поэтому в этом направлении и нужно двигаться. Такая логика, конечно, выглядит абсолютно абсурдной, однако к ней уже неоднократно прибегали политики, которые борются за голоса избирателей. Если принимать во внимание предвыборный фактор в Украине и последние заявления украинского руководства относительно участия в ЕЄП (которые иначе как измену национальным интересам не назовешь), то опасность спекуляций результатами плебисцитов становится довольно реальной...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать