Родительский деньЛюди с нормальной головой и умелыми руками должны надеяться только на себя,
считает предприниматель Сергей ФОМЕНКОВ 1996 году 26-летний Сергей Фоменко стал первым и единственным украинцем, которому доверила представлять свои интересы в нашей стране одна из зарубежных авиакомпаний. Сергею удалось найти и занять свою собственную нишу в находящейся в периоде становления новой независимой Украине. Сегодня молодой человек размышляет о сочетаемости ценностных ориентиров своих родителей, своих лично и будущих ценностях поколения своей четырехлетней дочери.
БЫТЬ НАЦЕЛЕННЫМ НА УСПЕХ
— Мой отец никогда не ставил каких-то специальных воспитательных целей, не создавал для нас с сестрой каких-то особенных установок. Он совершенно спокойно реагировал на замечания школьных учителей относительно нашего с сестрой поведения, видимо, у него были отличные от принятых в школе критерии норм поведения детей. Он на все имел свою точку зрения и оценочные суждения других людей его мало интересовали. Родители волновались только за уровень и качество знаний, а не за цифры, которыми эти знания оценивались. Родители поддерживали нас во всех наших начинаниях. Говорят, что в шесть лет я сказал родителям, что хочу заниматься музыкой. В связи с этим было куплено пианино, и я стал брать уроки. Отец знал нотную грамоту, в свое время играл на аккордеоне и вместе со мной, стал учиться играть на фортепиано. Чем бы ребенок не увлекся, отец всегда был рядом и «углублялся» в увлечения своих детей. Мама же при этом выполняла функции контроля за занятиями по выбранному увлечению. Благодаря ее стараниям расписание никогда не нарушалось, она всегда находила для этого время.
В 14 лет я решил, что стану летчиком. Мама от этого не была в восторге, но свои эмоции сдерживала. А отец поехал на аэродром «Чайка» вместе со мной, и меня записали в аэроклуб. Отец был самолетостроителем. Дома было множество книг по авиации, вместе с отцом мы клеили модели самолетов. Со временем меня перевели из летной спортивной группы в планерную. Я был очень расстроен и хотел все бросить. Вот тут решающую роль уже сыграла мама, не дав отступить мне от выбранной цели.
У мамы была позиция — если что-то начал, то обязательно должен закончить. Хотя я сегодня не воспринимаю однозначно это утверждение. Очень важно правильно в жизни для себя выбрать цель, очень важно настойчиво к ней стремиться, но еще важнее — не забывать оценивать тот путь, по которому ты идешь, и вовремя от нее отказаться, если эта цель потеряла значимость для тебя лично или для того дела, которым ты занимаешься. Хотя позиция мамы в определенном смысле, а именно в плане подготовки человека быть нацеленным на успех в жизни, сыграла положительную роль в моей жизни. Ведь в жизни очень часто приходится преодолевать какое-то социальное сопротивление или какое- то внутреннее противоречие. Сегодня же я считаю, что очень важно при определенных условиях уметь отказываться от поставленной цели, но если ты с детства привыкнешь отказываться от нее легко, то став взрослым, от этих легких отказов ты будешь в жизни многое терять. Чтобы от чего-то отказаться, нужно очень хорошо все взвесить. Это очень трудное решение.
Думаю, что моим родителям входить в жизнь новой независимой уже Украины было очень трудно именно потому, что отказаться от тех ценностей, которые были привиты советским временем, им было очень сложно. Это был очень длительный болезненный процесс. Мои родители были убеждены в том, что единственное, на что можно надеяться в нашей жизни, — так это только на государство. Они не понимали, как можно начинать собственный бизнес, рассчитывать только на свои собственные силы. Хотя я думаю, что взрослые люди с нормальной головой и умелыми руками должны надеяться только на себя, должны уметь оценить, что именно они способны делать лучше, чем это могут другие, и не бояться самостоятельно браться за дело. Понять, что не нужно цепляться за государственные учреждения, как за единственную возможность найти применение своим силам, что не нужно поход в предпринимательство воспринимать едва ли не как противоправные действия, маме и папе было очень и очень трудно. Родители просто боялись опереться на свой интеллект, свои знания, уровень которых, как я считаю, всегда был гораздо выше среднего, они почему-то боялись поверить сами в себя. Потом они это сделали. Хотя до своих последних дней отец работал в госструктуре (ведь авиация — это такая отрасль, где частного сектора очень мало), но параллельно он со временем подыскивал какие-то дополнительные подработки уже в частных структурах. Мама только где-то в последние 3-4 года пришла к мысли, что можно доверять организациям, которые не являются государственными. Может, это процесс был взаимного обучения детей и родителей, а может, людям старшего возраста нужно больше времени для понимания таких вещей.
ЦЕНИШЬ ТО, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ…
— Сегодня многие коммерческие структуры в Украине развиваются довольно успешно, не имея никакой государственной поддержки. Людям, которые сильны духом и желанием что-либо делать в нашей стране, сегодня многое удается. Я не хочу сказать, что они становятся магнатами, миллионерами, но по крайней мере они способны обеспечить себя, способны находить и занимать свою собственную нишу в нашем обществе. У них далеко не все получается с первого раза, и им всегда нужно быть готовым к риску.
Случилось так, что я не смог поступить в летное училище — не прошел по состоянию здоровья медкомиссию, мечта стать летчиком потерпела крах. Несмотря на это, авиация все равно стала главным делом моей жизни. Я тогда поступил на факультет авиационных работ и перевозок в КИИГА, а через год меня забрали в армию. Там я понял, что карьера военного меня не прельщает. Это был 1989 год, разваливался Советский Союз, разрушалась система привычных ценностей, мир стал восприниматься в черно-белых тонах и метание из крайности в крайность было характерным для многих знакомых мне людей, как старшего поколения, так и среди молодежи. Это «метание» коснулось и меня: огромное желание стать военным превратилось в свою противоположность. Я вдруг ощутил такую тоску по занятиям в институте, ведь то, чего не хватает, ценишь. Весь наш вернувшийся из армии курс учился с особым эмоциональным подъемом.
В нашей семье никогда не возникала проблема «отцов и детей», нам с сестрой повезло расти вот такими счастливыми детьми у счастливых родителей. Какие-то локальные конфликты, безусловно, возникали. Однако непонимания никогда не было. Иногда велись очень интересные беседы, когда я рассказывал о том, чем собираюсь заниматься в ближайшее время. Я говорил, что нужно искать новые работы, что нужно везде себя пробовать. Родители воспринимали это как юношеский максимализм, но всегда внимательно выслушивали меня, а о том, что я молод и глуп, что ничего не понимаю в жизни, никогда не говорили.
Когда мне нужно было проходить практику на четвертом курсе, то я ее проходил в коммерческой структуре на авиазаводе, которая занималась грузовыми перевозками, а само предприятие было украино-английским. Там я познакомился с очень интересными людьми, у которых был опыт совместной работы с западными авиакомпаниями. Я также общался с английскими коммерсантами, знакомился с новыми технологиями, сам принимал участие в расчетах. Мои подсчеты служили основанием для каких-то серьезных коммерческих решений, ведь чартерные (заказные) самолеты летают за предварительно оплаченные деньги. От расчетов зависит, сможешь ли ты продать услуги по чартерным рейсам или нет. Когда этим занимаешься, то понимаешь, на сколько это ответственно и на сколько это интересно, потому что это уже рынок, я понял, что в будущем меня будет интересовать работа именно в коммерческих отделах авиакомпаний.Украина тогда впервые начинала предлагать услуги для авиационных перевозок за границей.
Когда я был на практике, то меня удивило то, что «заграничные» люди тоже могут работать с большим энтузиазмом, но с каким- то меньшим социальным напряжением, меньшим фанатизмом и какой-то меньшей политической заангажированностью, чем это обычно наблюдалось в советском обществе. Я видел проявление их большого внимания как к своему делу, так и к себе лично. Тогда я стал убеждать своих родителей в том, что богатое государство должно состоять из богатых людей. Я считаю, что человек должен строить свой маленький и мир, и свою семью, как некую богатую ячейку и богатую единицу. Вот из таких богатых ячеек и единиц, которые не конфликтны между собой, и может состоять богатое, довольное собой государство. Это и будет залогом стабильности и успеха. Мне и моему окружению все меньше и меньше хотелось просто так работать на светлое будущее. Мы хотели много работать на себя, отдавая работе значительную часть своего времени, сил и энергии, но при этом и получать что-то сразу, чтобы построить благосостояние в отдельно взятой семье. Соцсоревнование — это хорошо, здоровый капитализм — тоже. Но, по-моему, идеальный мир находится где-то посредине, по крайней мере, я для себя его увидел.
ВЫБОР ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
— Когда у меня родилась дочь, мне очень захотелось уберечь ее от таких вещей, которые потом ей бы захотелось исправить. Больше всего я боюсь того, что какие бы мы ни были свободные люди, мы можем передать нашему ребенку какие-то наши догмы и можем сделать это абсолютно незаметно для себя. Хочется дать ребенку свободу выбора, свободу развития, воспитывать в определенных традициях, а вместе с тем избежать каких-то штампов, канонов, ясных и приятных для родителей, таких, которые помогают родителю чувствовать себя комфортно в семье, но которые ребенку могут потом в жизни в чем-то помешать. Будет ли твоему ребенку комфортно с данной ему тобой ценностной системой в его уже новом мире? Заканчиваются эти наши рассуждения с женой тем, что мы решаем предоставлять выбор дочери во всем. Пока этот выбор еще невелик. Наша Арина сама решает, чем и когда будет заниматься, будет ли делить с кем-то свои сладости, подарки. Мы хотим дать дочке почувствовать, что она уже может что-то решать и что ее решения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на окружающих, что своим решением она может обидеть или обрадовать других людей. Мы отдаем ребенку все лучшее, но при этом стараемся, чтобы у него возникла потребность этим лучшим поделиться с близкими. Нас волнует сейчас момент воспитания чувств. Нас с женой раздражают «вехи», которые многими родителями принято выстраивать для своих детей — к какому году уметь читать, когда научиться писать, или танцевать. Механические моменты письма и каких-то знаний придут сами со временем. Мы категорически отказываемся от чтения ребенком стихотворений на стуле на «бис», а с другой стороны показываем, что всем домашним будет приятно, когда дочка гостям что-нибудь расскажет, но только по своему желанию и когда захочет сама.
Будущее своей дочери мне хочется видеть таким, в котором у нее состоялась бы свобода выбора. Чтобы у нее был настолько серьезный багаж знаний, возможности, система моральных ценностей, которые бы позволили ей реализовать себя как в Украине, так и в любой другой, стране. Для этого нужны хорошие профессиональные знания, владение иностранными языками, высокий культурный уровень, а также хорошая крепкая семья, с которой, если она захочет, она сможет перемещаться и жить там, где ей понравится. Многие сегодня в Украине мечтают уехать из своей страны, и только после того, как уехали, начинают понимать, что немножко не об этом мечтали. Я думаю, чем больше у наших соотечественников будет возможностей, физических и материальных, переехать и где-то пожить, тем осознанней они смогут решать, где им оставаться. Мне повезло, я побыл во многих странах — Голландии, Англии, Венгрии, Испании, Италии, Соединенных Штатах, Мексике, Египте, Кипре. Для себя и своей семьи я предпочел Украину. Очень важен социум, в котором ты живешь. Уехать из страны — значит потерять тот круг общения, который для тебя важен. Этим пожертвовать трудно. А еще важнее, что когда ты понимаешь, что можешь работать у себя на родине и получать за это какие-то блага на таком же уровне, как и за границей, привлекательность и даже сам смысл переезда просто теряется. Если ты можешь строить в Украине свой собственный счастливый социум, то зачем еще от чего-то отказываться и оказываться в чужой и незнакомой тебе среде?
Выпуск газеты №:
№13, (2003)Section
Панорама «Дня»