Перейти к основному содержанию

Россия провоцирует сближение с Брюсселем

28 сентября, 00:00

Очевидная реальность того, что мир действительно начинает меняться после событий 11-го сентября, была, кроме всего, проиллюстрирована и встречей министров обороны стран-членов НАТО и России в Брюсселе. Более того, российский министр Сергей Иванов на этой встрече, как передает Би-Би-Си, заявил, что в борьбе с терроризмом не исключает возможности совместных военных действий НАТО и России. Речь идет прежде всего об антитеррористической акции коалиции стран во главе с Соединенными Штатами. И это заявление уже может рассматриваться если не как своего рода сенсация, то, во всяком случае, как весьма серьезный сигнал. Который совпадает по времени с высказыванием спикера немецкого бундестага, что США, Россия и Китай могут вместе преодолеть терроризм. Российский президент Владимир Путин в последние дни заявлял, что не исключает предоставления Россией военной помощи Соединенным Штатам, что возможным является предоставление разведывательной информации и что страны СНГ готовы предоставить свое воздушное пространство и аэродромы американской авиации для транспортировки гуманитарных грузов.

Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, в свою очередь, заявлял на днях, что события 11-го сентября помогли сблизить «как никогда» позиции НАТО и России, и сегодня у Запада и России есть общее дело, которого не было раньше. Лорд Робертсон имел в виду общую борьбу с терроризмом.

Уже то, что министр Иванов присутствовал на встрече министров обороны стран Альянса, которые обсуждали именно проблемы общей борьбы с терроризмом, натолкнуло западных аналитиков на серьезные размышления. Некоторые из них, как сообщает Би-Би-Си, считают, что речь идет о возможном создании своеобразного альянса по формуле «19 плюс 1», где 19 — страны НАТО, 1 — это Россия.

Многие считают также, что нынешнее сближение — явно ситуативное, оно вызвано намерениями России добиться не только большей интеграции с Западом, но и большего внимания к российскому видению своих интересов. Таким образом, речь может идти об уменьшении международного внимания к событиям в Чечне, но также и о торгах вокруг возможности балтийских стран присоединиться к НАТО.

В любом случае, Москва в последние дни демонстрирует агрессивную и инициативную внешнюю политику, целью которой является, по меньшей мере, добиться того, чтобы Запад больше считался с Россией. Последние шаги российского руководства выглядят как попытки игры на опережение. Особенно после того, как президент Путин фактически опроверг заявления высшего российского военного руководства о недопустимости использования американской авиацией в ходе антитеррористической акции воздушного пространства стран СНГ и о том, что Россия не будет предоставлять Соединенным Штатам военную помощь.

В любом случае Россия претендует на то, чтобы реально стать одним из ключевых игроков в новом геополитическом расписании. Украина же, похоже, все еще не определилась в своих интересах и возможностях...

КОММЕНТАРИИ

Роберт ПШЕЛ , пресс-служба НАТО:

— В отношениях России и НАТО многое изменилось за последний год. Определенное время в наших отношениях можно было заметить похолодание после операции НАТО в Косово. Эволюция в сотрудничестве произошла после прошлогоднего визита в Москву Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона. Можно сказать, что НАТО и Россия сблизились после терракта в США. Но то же самое можно сказать и относительно многих других стран. Произошла настолько значительная трагедия, что вряд ли кто-то может оставаться безучастным. Однако это не значит, что между НАТО и Москвой больше не существует разногласий. Наша позиция относительно расширения остается неизменной, так же как и российская относительно нашей политики в этой сфере. В среду на пресс-конференции Робертсону поставили вопросы, не значит ли последний ход событий, что НАТО изменит свою точку зрения относительно чеченского вопроса. Да, мы признаем проблему терроризма в России. Но это не значит, что мы согласны с теми мерами, к которым прибегает Москва для борьбы с ним. В то же время эти разногласия не значат, что Россия и НАТО не могут работать как близкие партнеры или даже друзья. То, что в Брюссель приехал министр обороны России Иванов, также много о чем говорит. Есть планы организовать вскоре встречу Робертсона с Владимиром Путиным. Вместе с тем наличие встреч с российскими руководителями и отсутствие с украинскими не значит, что НАТО забыло об Украине. Просто так вышло. Есть определенный параллелизм в отношениях НАТО—Россия, НАТО—Украина. Были встречи с министром обороны Украины Александром Кузьмуком, а с российским — нет. Россия имеет опыт в борьбе с терроризмом. Можно объяснить последние встречи и региональной близостью России с Афганистаном, а также опытом России, приобретенным во время военных операций в Афганистане.

Александр МОСКАЛЕЦ , вице-президент Фонда «Стратегия-1»:

— Сближение РФ с НАТО носит ситуативный характер. На макроуровне интересы РФ совсем не совпадают с интересами НАТО. Однако Россия не может явно дистанциироваться от антитеррористической операции Альянса.

Во-первых, она активно использует данную ситуацию для «отмывки» своих действий в Чеченской Республике Ичкерия. И это нужно четко осознавать.

Во-вторых, на нее может лечь тень от общения с проблемными режимами, т.е. такими, которые прямо или опосредствованно связываются с террористическими организациями.

В-третьих, любая задержка создает предпосылки для прямого общения США со странами ГУУАМ, которое, известно, не может не иметь определенных политических последствий, очень невыгодных РФ. В данной ситуации она может значительно ослабить свой контроль в регионах Центральной Азии и Каспия. Поэтому ее стратегия сейчас будет заключаться в игре на опережение. Именно с ней, в первую очередь, будет вестись диалог. Она может инициировать какие-то новые антитеррористические инициативы в пределах СНГ. Наша задача — не втянуться в процессы, которые направлены на обеспечение интересов исключительно РФ. В данном контексте вызывают удивление и обеспокоенность некоторые идеи, которые декларируются украинскими экспертами, например, относительно создания Совета национальной безопасности и обороны стран СНГ.

Однако в потеплении отношений между НАТО и Россией есть свои плюсы для нас, поскольку, на некоторое время, появляются предпосылки, позволяющие Украине сделать четкие шаги в сторону сближения с Альянсом. Вопрос в том, сумеет ли руководство государства этим воспользоваться.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать