Россия возвращается за геополитическую шахматную доску

Но, по некоторым данным, можно понять, что позиции всех трех основных участников переговоров по определенным очень важным пунктам имеют большие разногласия. Так, вчера спикер Пентагона Кеннет Бэкон, сообщает АП, заявил как о решенном деле, что «в первой волне миротворцев» в Косово вступят американские морские пехотинцы, а общая численность американцев в составе миротворческого корпуса составит не 4 тысячи, как планировалось ранее, а 7 тысяч солдат. Спикер Госдепартамента Джеймс Рубин заявил, что 50 тысяч натовцев составят «сердцевину» миротворческих сил, командование которых будет единым (на Западе, к тому же, хоть и не говорят, но вполне четко дают понять, что возглавят этот контингент натовские «полководцы»). Вместо этого Черномырдин заявил в Белграде, что российские миротворцы в Косово ни в коем случае не будут подчинены НАТО. «Будет два отдельных (военных) присутствия в Косово — присутствие НАТО и присутствие России», — сказал российский экс-премьер.
В свою очередь, Югославия вряд ли согласится с тем, чтобы в составе миротворческого контингента были войска США, Франции, Британии или Германии. Первый советник Посольства Югославии в Украине Миливое Лончаревич сказал корреспонденту «Дня» Наталье ВИКУЛИНОЙ : «НАТО проводит такой геноцид в моей стране, наносит такие убытки. Как можно, скажем, до сегодняшнего утра быть агрессором, а после обеда — миротворцем? Это так выглядит новый мировой порядок?» Белград манифестирует свое желание найти компромисс с Черномырдиным — Ахтисаари, но в то же время не ослабляет антиамериканскую риторику. «Они пытаются найти решение. Но только Бог знает, будут ли реализованы их инициативы. Страны НАТО, и главным образом США, на самом деле не позволяют международным посредникам найти решение, выдумывают новые требования. Потому что им не нужен мир, они хотят крови и пепла», — подчеркнул посол Югославии в Украине Гойко Дапчевич.
Таким образом, по составу и подчинению миротворческого контингента в Косово можно выделить три позиции: противоположные — западную и югославскую, и российскую, которая выглядит как определенный компромисс между ними. Можно сделать прогноз, что если принципиальная договоренность будет достигнута уже в ближайшие дни, ее положения в большей степени будут соответствовать тому, что говорил Черномырдин. Создание же двух независимых военных (миротворческих) администраций в Косово, которые будут отвечать каждая за часть территории провинции, фактически будет означать раздел Косово на две части — «сербскую» и «албанскую». Можно предвидеть, что россияне (возможно, с союзниками, но какими именно?) будут контролировать северную часть Косово, западные войска — южную. Итак, хоть и будет провозглашена самая широкая автономия Косово в составе Югославии и возвращение беженцев в свои дома, в «российскую» зону этнические албанцы вряд ли будут возвращаться (вспомним только возвращение или, точнее, невозвращение грузинских беженцев в контролируемую российскими миротворцами Абхазию).
При этом суверенитет Белграда над «натовской» частью Косово станет сугубо формальным, что-то наподобие «чеченского варианта» в России.
Возможно, что такое решение в известной степени устроит всех — и НАТО, которое уже убедилось, что безоговорочной капитуляции от Милошевича не дождешься, и президента Югославии, который сможет «сохранить лицо» и прекратить, в конечном счете, бомбардировки, уничтожающие его страну, и даже жителей Косово — те из них, кто захочет вернуться в Косово, смогут это сделать.
Но больше всех от такого развития событий выиграет Россия. «Двойной» визит Черномырдина и Ахтисаари в Белград уже продемонстрировал миру, что попытки некоторых кругов Запада вывести Москву из числа «великих игроков» мировой геополитики успехом не увенчались. В Вашингтоне и Брюсселе вынуждены признать, что решить или даже разрубить косовский узел без участия России не удалось. Поэтому Америка и ее союзники отныне будут вынуждены больше считаться со своим «стратегическим партнером на Востоке» — Россией. Чего нельзя сказать о другом «особом партнере НАТО» — Украине. Попытки Киева играть активную роль в балканском урегулировании успехом не увенчались. По причинам как объективным — все же «весовые категории» Украины и России очень разные, так и субъективным — «миротворческая инициатива Леонида Кучмы» оказалась недостаточно разработанной и реалистичной, да и продвигалась не должным образом .
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Парламент Союзной Республики Югославия за закрытыми дверями подавляющим большинством голосов одобрил план мирного урегулирования в Косово, разработанный Большой восьмеркой. Но это еще не означает немедленное прекращение войны. Ведь фактически существует два плана — натовский и российский. И какой именно из них одобрила югославская Скупщина, пока что неизвестно.