Российский реверс
Сулит нефтепроводу «Одесса—Броды» упадокСообщая об этом, первый вице- премьер украинского правительства Олег Дубина также рассказал, что соответствующее предложение во вторник обсуждено с координатором программы INOGATE, представителем Генерального директората по вопросам транспорта и энергетики Еврокомиссии Фаузи Бенсарсом. По словам О.Дубины, Ф.Бенсарс в Польше встретится с Л.Миллером и обсудит имеющиеся наработки по проекту «Одесса—Броды». Первый вице-премьер сообщил также, что в настоящее время активно рассматривается поддержанное Евросоюзом привлечение в коридор «Одесса— Броды» каспийского региона. В числе позитивных сдвигов в этом направлении он привел принятое в Азербайджане решение об участии Баку в наполнении построенного нефтепровода.
По странному совпадению, в последнее время в польских СМИ, ранее почти единодушно поддерживавших «Одессу—Броды и далее Гданск», развернулась дискуссия о целесообразности участия Польши в этом проекте. При этом нельзя исключить, что такой поворот не обошелся без стимулирования из-за рубежа со стороны явных конкурентов. Ими предпринимались также попытки приобрести польские нефтеперерабатывающие заводы, что само по себе ставило под вопрос дальнейшее развитие евроазиатского нефтетранспортного коридора. Теперь в «трубу» попытались забросить еще один «пробный камень», направленный на то, чтобы окончательно ее закупорить. На открывшейся в начале этой недели в Киеве VI Международной выставке «Нефть и газ-2002» (отметим, что в соответствующей церемонии приняли участие премьер- министр Анатолий Кинах, председатель правления НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко, министр топлива и энергетики Виталий Гайдук, послы США Карлос Паскуаль и РФ Виктор Черномырдин) российская нефтекомпания «ЮКОС» интересным образом заявила о своей заинтересованности в транспортировке нефти по этому нефтепроводу. Старший вице-президент «ЮКОСа» Михаил Елфимов считает, что нашу трубу можно загрузить быстрее, если использовать ее для перекачки нефти в реверсном (обратном. — Авт .) порядке — из Брод в Одессу. Это заинтересует российскую нефтяную компанию «ЮКОС» в использовании украинского нефтепровода, утверждает ее топ-менеджер, отмечая при этом, что пролив Босфор, через который будет далее транспортироваться российская нефть, прокачанная через украинский нефтепровод, способен пропустить дополнительно 4—5 млн. тонн нефти в год. В противном случае нефтепровод Одесса—Броды может остаться незагруженным в ближайшие три года, считает М.Елфимов. Ранее заинтересованность в перекачке нефти из Брод в Одессу выражала еще одна российская нефтяная компания — «ЛУКОЙЛ». По словам ее президента Вагита Алекперова, компания не видит экономической целесообразности транспортировать нефть из Одессы в Броды, поскольку не испытывает проблем с причерноморскими перевалочными мощностями в России и Грузии, а также с транспортировкой по проливу Босфор.
Как сказали «Дню» в пресс-центре «Укртранснефти», у компании по поводу возможности предлагаемого ей россиянами реверса вполне определенное мнение, и оно не изменится. Представители «ЮКОСа» говорят о дополнительных возможностях Босфора в объеме 4 — 5 млн. тонн. «Но мы-то, даже на начальном периоде работы нефтепровода, — сказал руководитель пресс-центра Кирилл Хорошило, — ориентируемся как минимум на 9 млн. тонн». Поэтому эксперты «Укртранснефти», еще летом проводившие исследования по этому поводу, пришли к выводу, что реверс на таких условиях нецелесообразен, пояснил Хорошило и добавил, что в связи с выводами экспертов реверс не является сейчас предметом переговоров ни с «ЮКОСом», ни с «ЛУКОЙЛом». Вице-президент фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар считает, что предложение российских компаний является ошибочным в экономическом плане и вытекает из непонимания ими изменяющейся обстановки на европейском рынке нефти. «Это пропагандистская риторика, за которой ничего конкретного не стоит», — утверждает эксперт. Российские компании, по словам М.Гончара, рассматривают регион центральной и восточной Европы как место, где традиционно доминирует их нефтяная смесь Urals, и панически боятся, что туда попадет легкая каспийская нефть.
Выпуск газеты №:
№199, (2002)Section
Панорама «Дня»