Перейти к основному содержанию

Рождение нации

26 апреля, 21:18

Мир сошел с ума. По крайней мере, та его часть, в которой живу я, — Украина, город Киев. Натан Щаранский относит Украину к одной из трех стран мира, в которой растет антисемитизм. Наряду с Великобританией и Россией. Соседство совсем не лестное. Но правду девать некуда — едва в России появилось печально знаменитое ксенофобское «письмо пятисот», как уже наши погромщики (собранные, кстати, преимущественно под крышей одного весьма процветавшего при Кучме заведения, имеющего наглость называть себя «академией») спроворили совершенно аналогичное «письмо ста». И это добро тоже адресуется к высшим инстанциям, в нашем случае — аж к Президенту страны. И там тоже имеются подписи парочки депутатов, а также целой кучи «академиков»,которым, очевидно, давно никто морду не бил. И Президент, и премьер, и Генпрокуратура скромненько так промолчали. Особенно умилительным на этом фоне выглядит полуоправдательный лепет гуманитарного вице-премьера, что, дескать, не так все плохо, как Щаранский говорит.

Что ж это, выходит, Щаранский такой плохой, а власти, терпящие таких «академиков», — оранжевые и пушистые? И всякие тягнибоки по-прежнему — выдающиеся деятели революции?

А еще вот интересно — извинился ли приснопамятный Вадим Долганов перед народом рома за то, что назвал в прямом эфире палаточный городок акции «Украина без Кучмы» цыганским табором? Понятно, что давно было, понятно, что «все так говорят» (ага, а в Москве украинцев хохлами называют)— но просто интересно, извинился или нет? Надо же с чего-то начинать — вот бы и начали, да?

Опять риторические вопросы. Такой, однако, избитый прием. Одно расстройство. Лучше о кино что-нибудь…

В начале ХХ века в США жил режиссер Уильям Гриффит. По значению для мирового кино его творчество приравнивают к наследию Эйзенштейна или Довженко. Прославился Гриффит двумя фильмами — «Рождение нации» и «Нетерпимость». Это — настоящие шедевры. В «Рождении нации» речь идет о временах гражданской войны. Значение фильма для мирового, и, в частности, американского кино, даже привело достойного наследника Гриффита, умнейшего режиссера и философа экрана Жана-Люка Годара к выводу, что любая великая кинематография только тогда и считается великой, если в истоке своем фиксирует рождение нации, создает эпос про свой народ. Таким был и «Броненосец «Потемкин» в России, и немецкие «Кольца Нибелунгов» (несравненный Фриц Ланг).

И все бы в том фильме Гриффита было хорошо, но только доблестными бойцами там изображены некие рыцари в остроконечных белых капюшонах, а злодеями — освобожденные чернокожие.

Но Гриффит недаром считается великим. Поскольку уже в следующей ленте со всей силой своего гения он дал развернутую во времени и пространстве картину нетерпимости — религиозной, расовой, бытовой, политической. И именно в этот момент окончательно родилась современная американская нация — зрелый и мудрый народ. То же произошло с немцами уже после Второй мировой — когда они в полной мере осознали ужас содеянного ими, поняли, насколько неверно они истолковали величественный пафос саги о Нибелунгах…

«Земля» Александра Довженко инициировала, а Майдан продолжил рождение политической украинской нации. Но теперь, чтобы состояться, чтобы встать в полный рост среди других народов мира, нам необходима своя история нетерпимости. Где она будет создана — на экране, на бумаге, в форме политических акций — не столь важно. Лекарство может быть сколь угодно горьким, однако ведь и болезнь такова, что даже ее малейшие признаки не позволяют с достоинством смотреть в глаза своим соседям. А соседи эти — ни много ни мало — та самая цивилизованная Европа, в которую мы все стремимся. Весь мир, узнавший о нашей стране, но еще не знающий — какая она. «Академики» и расисты-депутатишки должны знать свое место.

И тогда нетерпимость — уродливая хворь прошлого — там же, в прошлом, и в нескольких невменяемых головах (что одно и то же) и останется.

А мы сможем с чистым сердцем сказать друг другу — «С днем рождения!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать