РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП
В последние годы, после длительного перерыва, по Закарпатью снова зашагали вертепы. С песнями, прибаутками, театральными инсценировками, от которых у слушателей, несмотря на наше «кучмистое» бытие, едва не лопаются щеки от смеха. В давние времена именно в это время праздновали Коляду — день рождения Солнца, а с принятием христианства начали отмечать день появления на земле Иисуса Христа. Мария родила Сына в небольшой пещере с маленькой крышей, куда пастухи на ночь загоняли скот. Древние церковно-славянские тексты слово «Пещера» обозначают «Вертепом» — отсюда и пошли вертепные представления. Здесь изображаются как библейские, так и бытовые или сказочные сюжеты. Среди персонажей обязательно встречаем деда с бабой, черта, от шуток которых достается иногда всем. Черт может «ненароком» своровать домашние колбасы или многолитровую сулею с вином, девчат целуют и разрисовывают яркой краской. Зрители вертепа, конечно, бросали актерам деньги, которые не всегда пропивали. Так, зимой 1942 года Леонид Кравчук с ровесниками колядовал для Украинского Красного Креста. А в 1939 году молодежь из села Лозянское наколядовала 12.000 чешских крон, которые пошли на поддержку только что провозглашенной независимой Карпатской Украины.
В отличие от экономики, самое стремительное развитие вертеп получил за время нашей независимости. Собиратель фольклора Роман Официнский утверждает, что сегодня нет в нашем крае ни одного села, где не ходил бы на Свят-вечер вертеп. Библейские сюжеты чаще всего вытесняются на второй план, замещаются пародиями на современные события. В стихах и песнях актеры высмеивают недостатки местной власти иногда язвительнее, чем фельетон в райгазетах.
Очень привлекательной особенностью закарпатского вертепа когда-то было то, что гуцулы были не прочь заходить с вертепом в дома своих соседей венгров, римо-католиков. И делали это не когда-нибудь, а именно на римо-католическое Рождество. А через две недели венгры «возвращали визиты» — приходили в Свят-вечер со своей национальной драмой в славянские дома и получали там красивые подарки. Раньше не существовало особых преград и между православными и греко-католиками. Наоборот, считалось, что чем больше поздравляющих, независимо от конфессий, с наступающим годом, тем счастливее он будет — для каждой семьи. Вот бы теперь так!
Выпуск газеты №:
№2, (1999)Section
Панорама «Дня»