Перейти к основному содержанию

«Сам дурак!»

21 декабря, 18:07

Витя сказал Вове, что у того на лацкане малюсенькое пятнышко, и предложил его почистить, а Вова в ответ заехал Вите кулаком между глаз. Только так можно оценить переписку президентов Украины и России по поводу украинской библиотеки в Москве. Что, собственно, произошло?

Президент Украины написал своему российскому коллеге письмо, где обратил его внимание на проблему, возникшую в марте нынешнего года. Тогда украинская пресса сообщала, что единственную государственную украинскую библиотеку в России закрывают. Но украинцам удалось не допустить этого.

О вышеупомянутых конфликтных нюансах Ющенко в своем письме высказался весьма деликатно. Он только выразил обеспокоенность. При этом Президент Украины сделал комплимент правительству Москвы, высоко оценив его усилия по возрождению библиотеки и обеспечение ее надлежащим финансированием. Он также предложил ряд мероприятий, которые были бы направлены на улучшение работы библиотеки.

Президент России в первых же строках своего послания к Президенту Украины объяснил ему, что у нас в последнее время возникли разногласия в гуманитарной сфере, в частности речь идет о героизации в Украине военных преступников, сотрудничавших с нацистами, о войне с памятниками и могилами советских воинов-освободителей, о дискриминации русского языка и о деятельности, направленной на раскол Украинской православной церкви. О библиотеке Путин сказал в последнюю очередь, отметив, что там «оснований для беспокойства нет».

Давайте представим, что Ющенко действительно имеет больное воображение и преувеличил проблему библиотеки. Представим, что Путин прав, и по улицам наших городов бегают «военные преступники» — бандеровцы с обрезами — и отстреливают священников московского патриархата, а заодно и каждого, кто хоть слово скажет по-русски. Решатся ли эти проблемы в тональности «сам дурак»? Думаю, что это вопрос риторический.

Весьма показательно, что за несколько дней до своего послания президент Путин встретился в Кремле с лидером российских коммунистов Геннадием Зюгановым. Он поздравил его партию со значительным увеличением представительства в Государственной думе с сорока семи до пятидесяти семи мест и отметил, что это большой успех. Такая теплота в отношениях с большевиками полностью укладывается в одну линию с известным заявлением Путина о том, что самой большой трагедией XX века был развал Советского Союза. Оно полностью соотносится с разработанными близкими к Кремлю структурами рекомендациями для авторов учебников истории, где предлагается называть Сталина самым успешным советским лидером, а организованные им многомиллионные репрессии оправдывать необходимостью строить великое государство. Поэтому наследник строителей «великого государства» Зюганов так мил сердцу российского лидера.

На примере переписки двух президентов в очередной раз проступило стремление московского владыки стать новым Сталиным. И у него вызывает раздражение любое проявление самостоятельности со стороны государств, которые он хотел бы видеть в качестве вассалов. Здесь Иван Грозный вспоминается, который кричал: «Не сметь свое суждение иметь!». В ответ можно было бы порекомендовать кремлевскому вождю внимательно прочесть произведение своего подданного Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и там поискать корни развала СССР. Но такая рекомендация не имеет никакого смысла, потому что он все равно этого делать не будет.

КОММЕНТАРИИ

Тарас ВОЗНЯК, главный редактор культурологического журнала «Ї»:

— Послание президента Российской Федерации Владимира Путина к Президенту Украины Виктору Ющенко нужно рассматривать не только в контексте российско-украинских отношений, но и, я считаю, в общем контексте изменения российской позиции по отношению к европейскому сообществу, плюс Соединенные Штаты Америки и Канада. Россия, во всяком случае в вербальном смысле, заострила свою позицию. Речь идет не только об известном Мюнхенском спиче Путина, но и об абсолютно реальных шагах, например, о выходе России 12 ноября из договора об обычных вооружениях в Европе, когда Россия де-факто отказалась от мониторинга за обычными вооружениями на своей территории и в связи с тем получила возможность наращивать новый виток вооружений. То есть это не только риторика, но и реальные шаги. Другой вопрос заключается в том, что такого рода обращения, как послание, отправленное Путиным, в данном случае являются документами на потребность дня, на потребность внутренней российской ситуации. Ведь «Единая Россия» получила действительно больше 60 процентов голосов избирателей, но она, конечно, рассчитывала на 80—90. В принципе, это некоторое, ну, не поражение, а недотягивание, требующее усиления внутренней позиции президента и тех людей, которых он предлагает себе на замену.

Назову и такой аспект. Можно употреблять очень разную риторику относительно внутреннего суверенитета, однако я считаю, что трактовка Россией своей истории — это прерогатива самой России. Так же и трактовка Украиной или Узбекистаном своей истории — прерогатива народа тех стран. Поэтому уверен, что здесь налицо большая некорректность. Есть и такая сторона медали: это послание является своеобразным замером, насколько можно в условиях украинского безвластия (а Украина де-факто живет без руля уже почти год) вести себя, мягко говоря, некорректно. Такие документы, которые приравниваются к дипломатическим документам, и в таких формулировках на самом деле недопустимы. Да, это может быть, предположим, в публицистических, полемических статьях, однако президент президенту, тем более публично, так, наверное, говорить не должен. Здесь присутствует сознательная оттяжка.

Что касается фактов девасфакции фигуры Пушкина на российском культурном центре, то у меня всегда возникает вопрос, кому это на самом деле нужно — украинской власти или украинским националистам? Я думаю, что нет. Скорее нужно тем, кто писал данное послание. И это довольно смешно. Другой вопрос, что в устах Путина это транслируется на публику, для людей, не знающих контекста. Мне кажется, что львовяне это прекрасно помнят: как только планируется визит украинского Президента в Израиль, обязательно в Украине происходят какие-то антисемитские выпады. Если планируется визит или есть какие-то сложности с российской стороной, тут же будут антироссийские выпады. Спрашивается в задачке: зачем и кому это выгодно, кому это нужно? А вообще, антироссийские или антисемитские, или какие-нибудь антипольские — это выпады, их нужно пресекать, если они идут изнутри украинской среды, и это несомненно. Но в данном случае, это явление совершенно другого порядка. Я не говорю, что ксенофобских выпадов нет. Они есть в каждом обществе — французском, украинском, российском. Эти сорняки нужно выпалывать. В данном случае речь идет о сознательных провокациях.

Думаю, что местные власти должны работать с российскими обществами, с российским культурным центром, польскими обществами и всеми другими. Этих людей нельзя игнорировать. Я не знаю, как это финансово урегулировано, возможно и никак, то есть имеются недоработки местных властей, которые нужно устранять. Городских, областных властей, недоработки есть, и это правда. Но не нужно недоработки «поднимать» на другие ранги и уровни.

Валерий ПРОВОЗИН, руководитель русского культурного центра во Львове, председатель русского общества им. Пушкина, профессор Закарпатского филиала Киевского славистического университета:

— Признаюсь, что для нас упоминание о русском культурном центре в послании президента Путина Президенту Украины стало полной неожиданностью. Мы никому не жаловались, потому что потеряли надежду, что нас кто-то услышит. Даже когда в ноябре, в День памяти Голодомора в Украине, нам побили стекла, мы просто вставили новые, промолчав по этому поводу, и предусмотрительно спрятав еще парочку про запас.

Когда-то, 14 лет назад, помещение русского культурного центра было старым кинотеатром с прогнившими полами. И потребовалось три с половиной года, чтобы привести помещение в более-менее рабочее состояние. А уже в 97-ом и библиотеку смогли создать, и детские студии начали работать, и мебель купили — спонсоры помогли нам. Честно говоря, Москва тоже готова была нам помочь, и деньги я, как говорится, уже практически в руках держал, но вышел закон о национальных меньшинствах, где было сказано, что иностранное государство не имеет право оказывать материальную, финансовую поддержку общественным организациям Украины. Хорошо, будем обращаться к нашим, украинским властям. Все без пользы. Правда, однажды пообещали — мы очень серьезно готовились к 200-летию Пушкина. Поэтому нам было обидно и оскорбительно, ведь Львов был единственным городом, который официально отказался от празднования 200-летия Пушкина.

Что толку комментировать обвинения в наш адрес — дескать, сами поджигали и разбивали — да я поседел тут в один день, когда разбили бюст Пушкина. Мы на него собирали всем миром деньги. — Простоял он почти шесть лет, а потом кто-то ломиком его сбросил с пьедестала... Потом поставили из пластика, но пластик хорошо горит... Пока место пустует.

Сейчас вторая половина месяца, и вскоре начнут звонить, напоминая об оплате коммунальных услуг. Но денег у нас нет. Если опоздаем хоть на день—два, все поотключают. Счета у нас немалые, ведь это двухэтажное здание, которое нужно содержать, я уже не говорю о том, что оно нуждается в ремонте. Как нуждаются во внимании и все те, кто приходит в русский культурный центр. Не так мало во Львове людей, которые позиционируют себя как русские люди или русскоговорящие, все равно — это граждане Украины, которые не покинули ее, а тихо трудятся на ее благо. Мы не враги Украины, мы — люди, любящие эту землю.

Мирослав ПОПОВИЧ, академик НАНУ:

— По-моему, эти заявления — это продуманная политическая акция, приуроченная к образованию нового Кабинета Министров во главе с Тимошенко. Это общий фон, на котором будут базироваться дальнейшие государственные отношения. И это будет продолжаться до тех пор, пока будет при власти правительство Тимошенко. Потому что единственный Кабинет, с которым может вести дело Путин, это Кабинет Виктора Януковича. В том числе речь идет о духовном или политическом родстве Партии регионов с партией «Единая Россия».

А что касается комментирования этих заявлений по существу, то это просто бессмысленно. Поскольку, до сих пор никто не брал на себя функции оценивать кто является прогрессивным, а кто нет. Ни Мазепу, ни Бандеру, ни кого-то другого не может оценивать политический деятель. Это не дело Путина и не государственное, это дело ученых-историков. Например, если Ющенко посмертно наградил Шухевича знаком отличия Героя Украины, то это не значит, что все граждане должны признавать этот акт. Поэтому, в первую очередь, хотелось бы высказать горькое удивление тем, что соседнее государство взялось давать оценки историческим событиям в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать