«Село в терновых венках»
Против пыток голодом — и человечными поступками, и оружием...Исследователь Голодомора на Подолье, писатель Петр Малиш рассказал, что, готовя к печати издание «Села в терновых венках», наткнулся в свидетельствах очевидцев на ряд примеров человеческого мужества, глубокой духовности, сочувствия.
«ПТИЦЫ БОЖЬИ»
Ольга Федоровна Богомазюк из села Богдановка, Волочиского района Хмельницкой области рассказала, что во время голода в их семье было семеро детей. Мать работала в звене на поле. Женщин там подкармливали белкой. Так мать свою порцию приносила домой детям, хотя сама еще носила под сердцем новую жизнь. Семью тогда спасала коровка, которую еще не успели отобрать «красные дьяволы». Как-то ночью отец услышал шум на улице. Смутные это были времена, люди боялись друг друга. Он выбежал на улицу, прихватив топор. И видит — сосед вылез на крышу и подбирается к гнезду аистов, много лет подряд селившихся у нас на хате.
— Ты что там делаешь, Петр? — вскрикнул мужчина.
— Да вот, думаю сонных аистов с выводком поймать, ведь дети от голода пухнут, — объяснил Петр.
— Не смей! Аисты — это Божьи птицы! Грех большой их убивать, — воскликнул хозяин.
Сосед Петр словно опомнился, слез с крыши и больше аистов не трогал.
«ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Еще один поступок записан в документах государственного архива Хмельницкой области. О нем рассказал директор Петр Слободянюк. Несмотря на то, что власть жестоко наказывала всех, кто не сумел выполнить нормы сдачи продуктов по нереальным планам, не говоря уже о законе «О трех колосках», глава артели с. Шумовка Проскуровского района А. С. Блажук в первый день жатвы сбора урожая 1931 года распорядился перемолоть 4,7 центнера рожи для голодающих. За это его сняли с работы, осудили на восемь лет и выслали в Сибирь.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ГЕНОЦИДУ
«Режим прибегнул к ряду срочных карательных мер, чтобы подавить нарастающее недовольство и выступления против власти, — рассказывает Петр Слободянюк. — Да, об этом мало кто пишет и знает, но недовольство и сопротивление сталинизму на Подолье (Хмельнитчина тогда входила в состав Винницкой области) проявлялись в форме открытых выступлений в Полонском, Деражнянском, Летичевском, Шепетовском, Изяславском, Ляховецком, Михалпольском, Лянцкорунском районах. Негативные оценки действий правительства, острая критика и противостояние официальной политике были, в частности, среди рабочих Соболевского, Шпиковского сахарных заводов, интеллигенции в Гайсине, Тульчине, Брацлаве, коммунистов в Барском, Сатановском, Могилев-Подольском районах, Винницком и Каменец-Подольском окружкомах партии. В начале 1930-х годов, как свидетельствуют архивные документы, по Украине прокатилась волна крестьянских выступлений и вооруженных восстаний. В Тульчинском, Винницком, Могилев-Подольском округах протестами были охвачены 343 села, в которых ГПУ зарегистрировало 81 вооруженное выступление.
В январе 1930 г., например, бюро Шепетовского окружкома КП(б)У приняло решение о выселении 800 кулацких семей, в то числе из Лабуни, Понинки, Б. Березной, Плужного. В ряде сел возникли беспорядки крестьян, выходивших из колхозов, требовавших вернуть реквизированное зерно и инвентарь. В с. Лабунь были арестованы почти 80 человек, в Плужном — 30, всего 427 человек. На конец марта количество арестованных составляло более 2 тыс. человек, которые были осуждены, а некоторые расстреляны».
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
На границе Хмельницкой и Тернопольской областей возвышается монумент высокому духу украинского народа как молчаливое напоминание о зернах человечности и братства. Его построили на том месте, где во времена страшного голода украинцы из Галичины переправляли своим братьям и сестрам из Надднепрянской Украины продукты через р. Збруч. Архитекторы Данила Чепиль и скульптор Дмитрий Пилипяк выполнили памятник высотой 4,2 метра в виде пограничного столба, скованного колючей проволокой и в то же время перевязанного вышитым рушником и пшеничными колосьями. В подножии — переоранная пашня как символ плодородной украинской земли. В целом символика монумента, кроме прочего, напоминает о помощи, которую пытались предоставлять в те времена галичане. Таким образом, Збруч стал не границей, а символом единства украинцев, живших на обеих его берегах.
Выпуск газеты №:
№216, (2009)Section
Панорама «Дня»