Севастополь: слуга двух господ или повелитель двух «слуг»?
Прагматичная Россия выросла, наконец, на целую трезвую голову, хотя Путин и ниже Ельцина ростомВ этом можно усматривать косвенный ответ Владимира Путина участникам немногочисленного пикета с плакатом «Сдаемся России!». Потому что «общий» — это уже шаг вперед по отношению к прошлой, слишком прямолинейной лужковской позиции, в которой Севастополь назывался не иначе как «русским городом». Многие севастопольцы отметили как отрадное явление то, что прагматичная Россия выросла, наконец, на целую трезвую голову, хотя Путин и ниже Ельцина ростом. К тому же, невдалеке шеренга матросов Черноморского флота держала белый по цвету (надо думать и собственноручно изготовленный) плакат: «Черноморский флот Украины и России — партнерство во имя мира!» Так что кто кому сдается это еще вопрос.
Есть «знак» и в том, что будущий Президент России возразил корреспонденту, назвавшему поездку «знаковой». Он сказал, что «это не знаковая поездка, а рабочий визит». Поэтому ожидания того, что россияне на высшем уровне сходу поставят вопрос о переделе бухт или пересмотре сроков аренды военно- морской базы в Севастополе не оправдались: Владимир Путин однозначно сказал: «что касается статуса Черноморского флота, то он определен, и никакие изменения в этом смысле не намечаются».
Этим в отношении флота и России, в отношении российско- украинского диалога смысл очень краткого рабочего визита Путина в Севастополь и исчерпывается. Однако он неизмеримо больше в другом отношении: в том, что со времени распада СССР — это ПЕРВЫЙ визит российского Президента в украинский, но столь славный и памятный для России город Севастополь, который, несомненно, ждал приезда именно «Главнокомандующего всей Россией» и Главного «практически независимого человека» в Украине, чтобы получить, наконец, ответы на вопросы, которые не могли дать ни мэр Лужков, ни маршал Сергеев, ни генерал Кузьмук или адмирал Ежель. С этой целью севастопольцы на пару с Леонидом Кучмой давно зазывали в гости Бориса Ельцина, но тому все было недосуг. А тут повезло! Провинциальный морской Севастополь, таким образом, этой поездкой был поставлен в ряд известных столиц — Минск, Лондон, Киев, Москва. Наблюдая за тем, как Леонид Кучма и Владимир Путин возлагали цветы к монументу защитникам ЭТОГО города, как они проехались под выстрелы пушек в свою честь (два главнокомандующих!) по водной глади главной бухты ЭТОГО города на обычном катере (как ощущение после полета на истребителе и вождения подводной лодки?), как потом ушли каждый по своим делам — Леонид Кучма проводить совещание в администрации ЭТОГО города, а Владимир Путин в штабе Черноморского флота, так стремящегося навсегда остаться в ЭТОМ городе,— было видно, что главными действующими лицами и героями этого дня (Леонид Кучма, кстати, назвал его «таким солнечным, радостным, чистым и с надеждой на будущее»!) есть не столько Президенты, сколько сам ЭТОТ город, сам Севастополь, уже уставший их ждать все 9 постсоветских лет…
Внимательные наблюдатели могли заметить, что меняется само психологическое восприятие города двумя странами: если раньше деятели типа Лужкова- Затулина пытались поставить Севастополь в положение слуги, а вследствие этого городская администрация, пусть и неосознанно, пыталась услужить двум господам, ведь ее благополучие, так или иначе, зависело от их обоих. То теперь есть открытое и прагматичное намерение двух господ относиться к нему, «как к святыне», и послужить этому городу, пытающемуся наименее болезненно содержать и украинские ВМС, и российский ЧФ. Как никак и те, и другие — родные корабли…
С одной стороны, в лице первого постсоветского российского прагматика Владимира Путина Россия, возможно, осознала, что лужковским наскоком, школами и выкриками проблему полноценного присутствия России на черноморском театре, ее близости к Средиземноморским проливам, не решишь. Необходимо серьезно поднимать планку украинско-российских стратегических отношений. Поэтому нет сомнения в том, что когда в ближайшем будущем, как объявлено, Россия будет разрабатывать новую оборонную концепцию, то утверждение вновь избранного Президента о том, что «а если Россию там (в НАТО) не ждут, то мы, естественно, будем внимательно наблюдать, как происходит расширение НАТО на восток», — отразится на Севастополе самым непосредственным образом. Россия, которая «относилась и относится к этому вопросу исходя из своих национальных интересов», должна показать, как минимум, уважение к городу, который обеспечивает жизнедеятельность «гаранта безопасности ее южных границ» — Черноморского флота, а также и своего стратегического партнера — ВМС Украины. В этом плане Владимир Путин положил конец прошлым попыткам (интервью главкома адмирала Владимира Комоедова, возможно, последний рецидив!) сильнее «придавить» стратегического партнера и прикрикнуть на него, вместо того, чтобы просто заплатить.
Если раньше украинские предложения отвергались только потому, что они украинские, то теперь Владимир Путин без видимых обид принял, как он сам сказал в Севастополе, предложение Виктора Ющенко о переходе от бартерных на расчеты чисто денежные. Идея, которую, кстати, давно выдвигали, севастопольские специалисты. Именно они, надо напомнить, давно отказывались понимать, почему это «стратегические партнеры» относятся к Севастополю как к падчерице. Севастопольцам, вознамерившимися уже было «сосать двух маток», однако, по настоящему не получившим ни одной, к тому же оказавшимся при дефиците воды, электричества, газа и с простаивающими предприятиями, было о чем задуматься…
Первый заместитель председателя Севастопольской городской администрации Валентин Борисов сказал для «Дня», что еще будучи премьер-министром России Владимир Путин подписал три соглашения между правительствами России и Украины, направленные на более успешное выполнение генерального соглашения по ЧФ. «Теперь Севастополь надеется, что Владимир Путин, — говорит он, — ознакомившись с проблемами города, порожденными, прежде всего жизнедеятельностью в нем Черноморского флота, продолжит начатую линию конструктивизма и примет еще ряд решений, которых в России никто, кроме президента, принять не может». К проблемам такого уровня Валентин Борисов отнес, во-первых, участие Российской федерации в социально-экономическом развитии города, связанным с базированием Черноморского флота, во-вторых, компенсацию Россией затрат Севастополя по созданию равных прав для военнослужащих России и их семей, в-третьих, принятие ряда дополнительных протоколов к базовому соглашению. «Сейчас нам надо думать не о пролонгации договора или новом переделе бухт, а заняться разработкой необходимых юридических проблем, связанных с базированием флота, которых сегодня очень много». Как пример, можно назвать необходимость юридически грамотно провести инвентаризацию мест базирования Черноморского флота и составить на них паспорта для того, чтобы уберечь от экологического разрушения и загрязнения. Ведь уже оставленные ЧФ места иногда приходится заново рекультивировать, чтобы в них смогло существовать хоть что-то живое.
Первый шаг в направлении сотрудничества уже сделан. Как сказал журналистам руководитель пресс-службы Севастопольской городской администрации Александр Скрипниченко, недавно между ЧФ и городом подписан договор об обслуживании ветеранов- севастопольцев в госпитале флота, чему командование ЧФ три года сопротивлялось. Администрация выделила для этого 500 тысяч гривен. Глава горадминистрации Леонид Жунько недавно также подписал соглашение о сотрудничестве с мэрией Санкт-Петербурга, которое серьезно продвигает вперед проблемы развития науки, совместной работы промышленных предприятий, сферы торговли, обеспечения города, курорта.
Как заметил при этом Валентин Борисов, несмотря на то, что Леонид Кучма со своей стороны уделяет городу много внимания — только недавно издан указ и серия поручений по социально-экономическому развитию Севастополя, — еще много вопросов требуют участия и украинского Президента. Во-первых, только содействие Президента в вопросах формирования бюджета города, по мнению Валентина Борисова, позволило Севастополю вообще выжить в условиях кризиса 1999 года при полностью парализованных предприятиях ВПК, являвшимися до этого основой бюджетной системы города. В этом отношении при поддержке Президента разрабатывается ряд крупных социально-экономических программ. Это газификация Северной стороны Севастополя, завершение строительства Южных очистных сооружений, это ускорение разработки и принятия закона Украины о статусе Севастополя.
Большое значение будет иметь специальная программа управления морскими акваториями города, которую мы разрабатываем уже 4 года. Только за счет реформы управления морскими просторами бюджет города может получать доходов до 100 миллионов гривен в год. Но для этого необходимо, чтобы городской администрации были делегированы полномочия по управлению ими.
К неотложным проблемам, по мнению Валентина Борисова, относятся и разработка специальной программы Кабинета Министров Украины по обеспечению жизнедеятельности Севастополя в условиях базирования ВМС Украины и Черноморского флота РФ. К нерешенным еще относятся и ряд вопросов по поддержке коммунального хозяйства — строительство газопровода с Северной стороны в центр города, стабилизации предприятий рыбной отрасли. Президент также заботится о поддержке предприятий отечественного производства — завода им. Серго Орджоникидзе, например, на котором мы разворачиваем строительство рыболовецких судов, продолжение строительства таких коммунальных объектов, как Мартыновский и Воронцовский коллекторы, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и угрожают экологии города. После посещения города Леонидом Кучмой эти вопросы будут взяты под особый контроль, — считает Валентин Борисов.