Сигнальный выстрел для налоговой революции
Первый шаг в введении новой системы налогообложения сделан: Верховная Рада приняла за основу проект нового Налогового кодекса. Кодекс определит основы построения и функционирования налоговой системы, ее структуру и элементы. Он также установит перечень налогов, сборов и других обязательных платежей, которые включаются в систему налогообложения, определит права и обязанности налогоплательщиков и размеры налоговых ставок.
На рассмотрение парламента было предложено пять различных вариантов создания новой налоговой системы в Украине. В результате предварительной работы за основу был принят правительственный вариант. В нем были учтены предложения других законопроектов, касающиеся налоговых ставок и упрощенной системы налогообложения. По словам первого заместителя главы комитета по вопросам банковской деятельности Сергея Терехина, «законопроект предусматривает достаточно амбициозное сокращение ставок основных налогов, некоторое сокращение отдельных несоциальных льгот». В соответствии с ним основная ставка налога на прибыль предприятий уменьшается с тридцати до двадцати процентов, а ставка НДС уменьшается с двадцати до семнадцати процентов. Максимальная ставка налогов на доходы физических лиц уменьшается вдвое (40 до 20%), что должно способствовать выведению из тени заработной платы. В то же время, по мнению главы бюджетного комитета Александра Турчинова, «одним из основных недостатков законопроекта является то, что в нем нечетко выписан вопрос об упрощении системы обложения малого и среднего бизнеса». Кроме того, подчеркнул он, «в кодексе необходимо более четко определить ответственность налоговых структур, в случаях неверного администрирования налогов и сборов». Хотя уже до следующего четверга в проект Налогового кодекса возможно внести коррективы и он может быть принят в первом чтении. Как отметил А.Турчинов, «это даст возможность прогнозировать, на каких налоговых ставках будет формироваться доходная часть бюджета — 2001. Кроме того, будет возможность работать над переходными положениями, которые содержатся в этом кодексе до разработки бюджета на следующий год. А осенью мы сможем окончательно принять и Налоговый кодекс, и бюджет, который будет рассчитываться на новых налогах». Верховная Рада в среду также, по информации УНИАН, рассмотрела два альтернативных проекта Земельного кодекса Украины, внесенных на рассмотрение Кабинетом Министров и народными депутатами — членами фракции «Батьківщина». Представленный правительством проект предусматривает, что собственность на землю в Украине имеет три формы — частная, коммунальная и государственная. Объектами земельных правоотношений являются земля в пределах территории Украины, земельные участки, земельные доли (паи). Субъектами земельных правоотношений, кроме граждан и государства, как определяется в правительственном проекте Земельного кодекса, могут выступать и юридические лица, и территориальные общины сел, поселков и городов. При этом проект отменяет право коллективной собственности на землю. Субъектом права собственности, согласно депутатскому проекту, является «украинский народ, от имени которого право владельца осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления». Иностранные граждане, а также лица без гражданства могут приобрести право собственности только на земельные участки несельскохозяйственного назначения. На утреннем заседании ВР не приняла решения по обоим законопроектам. За проект «Батьківщини» проголосовало 207 депутатов, за правительственный — 225. Заблокировали принятие проекта коммунисты и социалисты, которые, к тому же, пытались вообще заблокировать заседание ВР, протестуя против голосования по Земельному кодексу. На вечернем пленарном заседании депутаты таки поддержали в первом чтении правительственный проект Земельного кодекса. За это проголосовало 229 депутатов. При этом член регламентного комитета, коммунист Сергей Танасов заявил, что при первоначальных голосованиях по Земельному кодексу были использованы карточки 36 отсутствующих в зале депутатов. Также, по мнению С. Танасова, аграрный комитет нарушил процедуру рассмотрения обоих проектов. А фракция КПУ, блокировав трибуну парламента, вынудила И. Плюща досрочно закрыть вечернее заседание.