Скелет в шкафу
Есть немало страниц в нашей истории, которые страшно и унизительно читать, которые хотелось бы безжалостно вырвать из украинской книги Бытия. Некоторые ученые, а также многие патриоты страны различными способами пытаются «переписать» историю — отречься, «уточнить» неизвестными микроскопическими подробностями, перевести вину на кого-то другого или хотя бы забыть, как кошмарный сон. Ведь так хочется, так необходимо, чтобы произошедшее когда- то отвечало сегодняшним идеалам, чтобы наши пращуры являли бы собой пример для грядущих поколений, были настоящими рыцарями без страха и упрека.
История народа напоминает жизнь человека; Александр Пушкин писал: «И с отвращением читая жизнь свою, я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь и горько слезы лью, но строк печальных не смываю». На земле до сих пор не было государства или народа, у которых была бы «незапятнанная» история. Свои «скелеты» в сияющих лаком шкафах есть у всех. И почти все и всегда пытаются не только скрыть их, но и искренне забыть о существовании этого шкафа.
На подобные размышления меня навел материал в интернет-версии газеты «Тhe Washington Post», в котором идет речь об отношении современных американцев к одной из не самых лучших, скажем так, страниц в их еще довольно короткой истории.
Автор статьи Деррил Фирс рассказывает о конфликте, разделившем на два лагеря жителей города Атланта. Началось с того, что коллекционер Джимми Алленд решил организовать в Центре истории Атланты выставку, посвященную прошлому города. Руководство Центра, «отцы города», часть общественности выступили категорически против. Дискуссия продолжалась почти два года, и в итоге выставка все- таки откроется, хотя и в весьма скромном помещении, а не в роскошном зале Центра истории. В чем дело? Почему, как сказал директор Центра, «люди до сих пор не готовы к подобной выставке»? Причина в том, что среди экспонатов находится 75 старинных черно-белых фотографий конца ХIХ, начала ХХ веков. Все они отображают один сюжет — линчевание черных американцев тогдашними белыми жителями Атланты. Снимки свидетельствуют, что они не только одобряли суд Линча, но и любили позировать на фоне казненных без суда и следствия своих сограждан. Один пример. Фотография зафиксировала большую толпу людей, улыбающихся в аппарат, толпящихся поближе к объективу. Общее впечатление — пикник, массовое народное гулянье. Пикник, происходящий на фоне, в тени большого дерева, на ветвях которого висят многочисленные черные тела.
Эти 75 фотографий уже были показаны на выставке в Нью-Йорке, ее посетили многие тысячи людей. Одни возмущались организаторами выставки; другие ужасались, «не знали, что и думать о себе», чувствовали отвращение к собственному прошлому. Особенно шокировало то, что такие одиозные дела были превращены в социальное развлечение, в котором участвовали женщины и дети.
Это действительно страшный эпизод в истории Соединенных Штатов. Ученые подсчитали, что, начиная с 1882 года, в течение нескольких декад в результате самосудов погибло 2,5 тысяч африканских американцев (по другим данным — около 4000). За что? А за все — кража, участие в выборах или голосование не за ту партию, спор из-за оплаты с белым хозяином, недостаточное уважение к незнакомому белому, ухаживание за белой женщиной, жалоба на белого в суд, ответ ударом на удар, попытка защитить свою жену и др. Местная власть почти не вмешивалась, во всяком случае, не становилась на защиту негров. Напомним, что все это происходило не во времена античности или средневековья, когда жизнь человека ценилась весьма низко. А в конце ХIХ века, в стране, которая уже в течение 100 лет жила по наиболее демократической Конституции мира.
Сегодня, как выявил конфликт в Атланте, широкая общественность мало знает о том отрезке американской истории и вовсе не хочет, чтобы ей о нем напоминали. (Интересно почитать учебники истории для общеобразовательных школ Атланты.) Тем более, что и сейчас, по словам автора статьи, белые живут в одной части города, а черные — в другой. Влиятельные лица между тем заявляют, что Атланта «слишком занята делами для того, чтобы ненавидеть». У Джимми Алленда, организатора выставки, своя версия: «Жители города слишком заняты, чтобы глубоко задуматься». Однако, выставка все- таки состоится!
В том «все так, всегда так», для нас небольшое утешение. Более грустно и существенно то, что в Украине сейчас, на наших глазах закладывается следующий виток трагедии украинского исторического сознания. Ведь через несколько поколений все, что происходит сегодня, станет историей. Историей политических, церковных, научных антигероев первых десятилетий независимости, которыми весьма сложно будет гордиться. И начнут наши потомки ломать головы — как бы хоть чуточку обелить многих из тех, кто стоял у истоков украинской государственности, кто вершит сегодня наши судьбы.