Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Слабое звено

Как избежать репутационных ударов
06 июня, 19:43

Вчера крымский парламент принял заявление, в котором предлагает объявить Крым «территорией без НАТО». Президент Виктор Ющенко сразу же отреагировал, назвав решение депутатов «очередной политической спекуляцией». Политиканство, манипуляции, спекуляции стали привычными оценками «регионального парада» русского языка, «территорий без НАТО», феодосийского кризиса... Оценки справедливы, но извлечены ли соответствующие уроки? Как вообще украинская власть собирается сбить напряжение в регионах, чтобы продемонстрировать не только своим гражданам, но и миру способность контролировать ситуацию? Объяснений должностные лица якобы дали уже достаточно. Учения «Си Бриз» проводятся в Украине ежегодно, в них участвуют также и россияне (это к вниманию тем политикам, которые противопоставляют обучение дружеским отношениям с Россией), не было и нарушения никаких законов в связи с прибытием американского транспортного судна... Но напряжение в регионе так и не спало. Вполне вероятно, что если бы конфликт «не проявился» в Феодосии, то определенные политические силы нашли бы другой предлог. Однако в этом и заключается проблема. Власть не должна недооценивать своих противников, она должна делать все возможное, чтобы ликвидировать «слабины» в своей политике. Такой «слабиной» в феодосийском случае стало отсутствие соответствующего закона, который бы легализировал военные учения на территории Украины. Оппозиционные силы (наверное, не без поддержки со стороны северо-восточного соседа) этим воспользовались. Сегодня, когда гром грянул, чрезвычайно тяжело исправить ситуацию, хотя другого выхода и не остается. Что должна делать власть, чтобы в будущем нейтрализовать репутационные удары? С этим вопросом «День» обратился к бывшему премьер-министру, экс-министру обороны, бывшему секретарю СНБОУ Евгению МАРЧУКУ и бывшему министру иностранных дел Константину ГРИЩЕНКО.

После того как Верховная Рада предыдущего созыва не дала соответствующего разрешения на проведение учений с участием иностранных военных подразделений, во власти, видно, никого не волновало, как будут развиваться события дальше. «Нескоординированность действий соответствующих министерств и ведомств...», — звучит с наивысших властных этажей. Кто и кого должен скоординировать? И когда? Кто должен инициировать эту координацию? Кто должен предложить план действий, не ПДЧ, а более простой, по выходу из ситуации?

Это азбука, рутина исполнительной власти СНБО и Секретариата Президента Украины.

Главный координатор — СНБО. Так предусматривает закон Украины. Но не СНБО в целом, а его аппарат. А в аппарате СНБО — конкретное подразделение. Почему Верховная Рада не проголосовала и не дала разрешения, — это отдельная тема. Кто и как обеспечивал проведение этого решения через парламент, — это также отдельный разговор. Ведь это было уже почти через год после победы Виктора Ющенко.

Может, кто-то сегодня вспомнит, кто же именно из руководства Минобороны или СНБО, как говорят, «рвал глотку» в профильных комитетах, а потом с трибуны Верховной Рады, чтобы было принято положительное решение? Что-то не припоминается.

И почему сейчас, когда ситуация вылезла боком, дает публичные объяснения только Президент Украины Виктор Ющенко? Акцентируя при этом внимание главным образом на «кознях» оппозиции.

Потери Украина понесла немалые. В первую очередь, в глазах партнеров. Государственная машина оказалась не готова спрогнозировать развитие событий у себя дома, не обеспечила проведения через парламент относительно простого решения, не смогла своевременно реализовать план выхода из ситуации. Не предупредила партнеров о возможном развитии событий, поставив их в деликатное положение.

Оппозиция, как говорят, поймала ситуацию и переиграла власть. Во всяком случае, в Крыму уже дважды. Первый раз — во время последних парламентских выборов и во второй раз — сейчас, в связи с военными учениями. Оппозиция эффективно показывает, кто «в Крыму хозяин».

Возникает вопрос, должно ли быть все это неожиданностью для действующей власти. Нет соответствующего парламентского решения, вся представительская власть в Крыму фактически перешла в руки оппозиции, американские вояки — не самые популярные в Крыму посетители. Российское влияние в Крыму значительно усилилось. Последние парламентские выборы значительно динамизировали антинатовские и, в частности, антиамериканские настроения в Крыму. Это, как говорят, то, что лежит на поверхности. Для этого не нужны секретные аналитические справки, не нужна специнформация о подковерных акциях спецслужб иностранных государств. Эта информация необходима для другого, глубокого анализа всех составляющих проблемы. Очевидные же факты и аргументы свидетельствовали о необходимости коррекции действий всей властной вертикали.

Каждое ведомство сейчас сформулирует набор доказательств своей невиновности. И Минобороны, и МИД, и пограничники, и аппарат СНБО, и Секретариат Президента, и правительство. Только от этого ничего уже не изменится. И недавний Указ Президента Ющенко В.А. о все-таки обеспечении учений хотя и правильный по существу (ведь иначе уже не могло быть), но опаздывающий по тактике.

Вокруг учений в Крыму уже создалось новое политическое качество. Намного сложнее чем было раньше. Действовать уже нужно намного профессиональнее. На кон поставлено очень многое. Собственно, проблема не столько в военных учениях, сколько в том, владеет ли центральная власть ситуацией в Крыму.

Можно, конечно, все списывать на оппозицию и Россию. Они действительно играют в этой ситуации свою игру. А кто надеялся на другое? Или у кого-то были какие-то иллюзии? И что здесь неожиданного? И для кого? А дальнейшее развитие событий известно? А опережающие акции уже разработаны и задействованы?

Из всего видно, что нет. А «крымский фактор» только начинает развиваться. Какой ценой думает центральная власть стабилизировать ситуацию в Крыму? Просчитаны ли все сценарии? Ведь в Крыму не может быть победы просто силой. Это своя территория.

Внешняя политика является продолжением внутренней политики. Аз, Буки, Веди, Глагол...

Нынешнее заострение ситуации в Крыму является ярким свидетельством того, насколько разбалансирована государственная машина. А непрофессионализм функционеров всех уровней вылазит боком на общегосударственном и международном уровнях.

Горько будет осознавать, что при новой власти не только экономика поползла вниз и испортились отношения с Россией, но и заострилась ситуация в Крыму.

Большинство людей мало будут интересовать истинные причины этих явлений. Они будут видеть последствия.

И делать выводы.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Константин ГРИЩЕНКО: Наши партнеры могут подумать, что власть не контролирует ситуацию

О причинах и последствиях феодосийского кризиса — в ответах бывшего министра иностранных дел Украины Константина ГРИЩЕНКО.

— Что должна делать украинская власть, чтобы избежать репутационных ударов в будущем?

— В первую очередь, нельзя отрывать внешнюю политику от конкретной работы с собственным народом, направленной на то, чтобы отвечать на конкретные нужды, являющиеся специфическими для наших регионов. Если говорить о ситуации в Крыму, то нужно предварительно создавать целенаправленную связь с общественностью, чтобы она понимала, о чем идет речь во внешнеполитической сфере. Если это сотрудничество с НАТО или проведение учений, то, в первую очередь, необходимо, чтобы там понимали содержание и характер этих учений, и какие в них содержатся национальные интересы для Украины. Если такая работа не проводится, то возникает масса проблем, которые не являются уникальными для Украины, но возникают также и в других местах. МИД Украины имеет свое представительство в Симферополе. Оно, вероятно, могло бы быть той структурой, которая бы встречалась с теми, кто сегодня выступает против учений, мог каким-то образом аргументировать свою позицию. Однако главное даже не это. Нужно направлять свои усилия на то, чтобы внешняя политика имела поддержку по меньшей мере в украинском парламенте. А усилия политических сил, выступающих за то, чтобы мы продвигались быстрыми темпами к НАТО, должны быть сконцентрированы не столько на переговорах в Брюсселе, сколько на том, чтобы эта линия получила поддержку в Верховной Раде Украины. Если этого нет, то такие проблемы будут возникать постоянно и отрицательно сказываться на нашей репутации.

— Каковы причины феодосийского кризиса — это непосредственные просчеты украинской власти или сработал независимый внешний фактор, который власть не смогла нейтрализовать?

— Любая серьезная проблема имеет много составляющих, которые базируются на местном уровне. Конечно, тут может повлиять и внешний фактор, и неосведомленность людей. Но, в первую очередь, власть должна подумать о том, что она недоработала, что именно могли сделать все составляющие власти для того, чтобы события, в последствии создающие впечатление, что на Украину нельзя положится, не происходили. У наших партнеров может создаться впечатление, что те, кто приезжает в Брюссель и утверждает о готовности Украины проводить определенный курс, не знает и не контролирует ситуацию в Украине. Если подобные вещи происходят, то такой партнер не нужен ни одной из международных структур.

— Как может отразиться феодосийская ситуация на интеграции Украины в НАТО?

— В демократических странах протесты против тех или иных структур, политики правительства — нормальное явление. Ничего чрезвычайного здесь нет. Большую обеспокоенность у наших партнеров вызовет несоответствие усилий и деклараций, осуществляемых во внешнем направлении, в частности в наших контактах в Брюсселе и других европейских столицах, в том, что это правительство должно делать на внутреннем фронте. Это несоответствие постепенно превращается в огромную пропасть. Недоверие, скорее, будет базироваться на разрыве между общественной поддержкой и декларациями определенных политических деятелей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать