Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Слово «реприватизация» нужно выбросить из украинского лексикона»

21 января, 20:33
ЮРИЙ ЕХАНУРОВ

В окружении Президента Виктора Ющенко найдется немного людей с таким послужным списком и опытом работы в правительстве, АП и реальной экономике и бизнесе, как у Юрия Еханурова. Во время избирательной кампании он отвечал за координацию действий в регионах и связь с ними. В то же время «революционер» Ехануров известен как толерантный и скромный человек, что существенно выделяет его на фоне других людей из окружения Ющенко, которые развернули откровенную драку за власть. На этом фоне его воспринимают как компромиссную фигуру на самые высокие должности в правительстве.

— Юрий Иванович, о вас говорят, что вы абсолютно лишены властных амбиций?

— Неправда.

— Если бы Ющенко предложил вам работу в правительстве и сказал бы: выбирайте сами, то каким был бы ваш выбор?

— Ситуация такова, что сегодня определение места в правительстве, или в Администрации Президента, или в парламенте полностью зависит от того расписания, которое будет принято Президентом. В нас сейчас существует потребность, у команды есть потребность формировать свое присутствие в Верховной Раде вокруг Президента. В его службах, и в правительстве. И это должен определить лично Президент. Он будет смотреть и будет определять. Я работал во всех этих трех учреждениях и имею опыт работы, поэтому, думаю, буду полезен.

— А прямо можете ответить: какой ваш выбор?

— Прямо — нет. Выбора не бывает. Бывает целесообразность. Целесообразность использования того или иного человека, зная ее положительные и отрицательные стороны, способность и неспособность выполнить какую-то функцию. И, в зависимости от этого, человека ставят на ту или другую должность.

— Кое-кто считает вас не политиком, а исполнителем, и выдвигает версию, что в связи с этим именно вы или Зинченко можете быть назначены на должность премьера. Вы считаете это достоверным?

— Каждый из нас просыпается и выполняет в течение дня различные функции. Утром я встал — я член семьи, человек, отец, дедушка и тому подобное. В Верховной Раде я — председатель комитета, народный депутат. Когда иду в университет, профессор, я читаю лекции студентам, принимаю зачеты. Далее я возглавляю общественную организацию предпринимателей, и, конечно, когда я встречаюсь со своими коллегами, там у меня другая ипостась. Т.е. все зависит от того, какую функцию кто из нас должен выполнять.

— А относительно политика и премьера?

— Что означает политик или не политик? Если я в политической силе, которая называется «Наша Украина», это значит — политик, и я в Верховной Раде, и был министром, и вице-премьером. Значит, я политик. А относительно должностей — это должен предлагать только Президент, и он должен определяться: кого и где он видит целесообразным в том расписании, которое получается.

— Существует такое мнение: высокая конкуренция на должность премьера среди лидеров коалиции «Сила народа» развернулась из-за того, что предыдущее правительство создало для нового хороший экономический трамплин, с которого можно высоко взлететь. Или это не трамплин, а мины?

— Что делать новому правительству — это вполне понятно. Оставлен огромный инфляционный навес, который нужно ликвидировать в лучшем случае за полгода. Разобраться с пенсионными вопросами. Нет источников финансирования Пенсионного фонд а, и нужно их найти. Бюджет не выдерживает никакой критики. Вообще он является... если говорить как политик, то антинародным, а как специалист, то непрофессиональным. Ужасный бюджет, который нужно немедленно пересматривать. Это три вещи, которые нужно сейчас немедленно делать. Потом есть вещи, которые нужно разгребать. Т.е. отменить все преференции, которые были выданы «самым равным украинцам», «лучшим фирмам». И таким образом начинать разгребать все те создавшиеся завалы. Самое главнее — это деполитизация государственного аппарата. Этот вопрос, связанный с политическими функциями, т.е. есть министры-политики и полностью деполитизованный государственный аппарат. И вы понимаете, что это огромная работа, которая называется у нас по привычке административная реформа. Это приход большого количества людей в правительственные кресла, новых людей, многие из которых не имеют опыта работы. Это означает, что нужно организовать какое-то обучение и так далее. Хотя здесь длительная работа вместе в одной команде несколько облегчает задачу. Я не вижу каких-то больших позитивных сторон, благодаря которым так легко будет работать в правительстве. Наоборот, будет очень тяжело. А самое тяжелое — реализация тех чрезмерных ожиданий, которые сегодня создала предвыборная кампания. Ожидания людей являются двоякими. 20% — это те, кто был заинтересован в кардинальных переменах в стране. Это представители малого и среднего бизнеса. Это самостоятельные люд и, люди, которым нужны правила игры. А 80% людей готовят большие ложки и думают, что сейчас на них посыпятся социальные блага. Они будут требовать дополнительных льгот. Многие из них будут вполне справедливо требовать повышения пенсий, в связи с тем, что полная уравниловка происходит сейчас...

— Вы говорили о том, что согласны на любую работу в команде...

— Я сказал, что могу выполнять ту функцию, которую мне предложат. И я думаю, что квалификации, опыта у меня достаточно... Я — управленец. И вопрос здесь — в интересной работе, в том, способен ли ты выполнять эту работу.

— Тогда считаете ли вы интересной работой Госкомитет по жилищно-коммунальному хозяйству или Госпредпринимательство?

— Я должен сказать «да», но, конечно, я не хотел бы, во-первых, чтобы нынешний глава жилкомунхоза господин Семчук обиделся, или там кто-то еще, если вы будете называть целый ряд комитетов. Я считаю, что одна из основных функций нашей государственной политики — это именно комитет по жилищно-коммунальному хозяйству.

— Я считаю, что одна из основных функций нашей государственной политики — это именно комитет по жилищно- коммунальному хозяйству. Я считаю, что эта тема является чрезвычайно важная, ведь она затрагивает каждого человека. Это — чрезвычайно важнаZ работа. И тот совковый подход, когда считали, что не интересное предприятие, обеспечивающее жизнедеятельность каждого реального человека — это совсем не правильно. Это как созвездия. Все видят только яркие. Но есть и другие.

— Какими, по вашему мнению, будут экономические реформы Президента Ющенко? Мы знаем, что действующим направлением будет вступление в Евросоюз, но ведь понятно, что такими нас туда не примут. Так можно ли ожидать кардинальных структурных реформ в экономике? Чем будут отличаться правила игры в бизнесе от действующих сейчас? Какие самые первые изменения произойдут в налоговом законодательстве? Что конкретно будет сделано для того, чтобы ликвидировать коррупцию?

— Во-первых, историческая задача президента Ющенко — это сформировать средний класс Украины, самостоятельных людей, опору любой власти. А для того, чтобы создать этот класс, нужно дать возможность развиться людям, которые самостоятельно, не ожидая помощи государства, создали себе рабочие места и для себя, и для других людей создают. То есть это в первую очередь малое предпринимательство. Это среднее предпринимательство. То есть это люди, требующие от государства только одного: правил игры и не мешать. Для этого нужно реформировать органы местного самоуправления. И мы должны сделать основой власти в нашей стране органы местного самоуправления. Чтобы за справками не ездить в район, а то и в область. Сегодня в Украине более 12 тысяч бюджетов, а экономически самодостаточными они не могут быть по определению. То есть, для того, чтобы мы могли построить экономически самодостаточное звено внизу, нужно чтобы было около 7 тысяч бюджетов. А это огромные интересы сельского чиновничества. И конечно большое сопротивление. Поэтому самый трудный вопрос, который нужно решить — это создание экономически самодостаточных низовых звеньев. И оставлять там четко определенные платежи и налоги, чтобы эти территории были самостоятельны. Например, это в первую очередь все, что связано с землей, второе, это все, что связанно с недвижимостью, таким образом определиться в отношениях с бюджетом центральным и местным. Тема очень тяжелая, поэтому точный кадастр земли еще не закончили. И вторая тема — недвижимость. Ее реальную стоимость не определили. Поэтому мы живем в квартирах, которые стоят копейки, и никто не платит за пользование недвижимостью. То есть, это вещи, которые нужно было внедрять, и очень непростые вещи. Думаю, что направления реформирования понятны, потому что о них много говорилось, вопрос только в политической воле для этого реформирования. Поэтому считаю, что ключевым должно быть реформирование органов местного самоуправления и перемещение рычагов власти именно к ним.

— Один банкир, на условиях анонимности, рассказывал, что только в Киеве при банках действует полтора десятка конвертационных центров. Об этом очень многие знают, но такие учреждения действительно нужны бизнесу и даже промышленникам государственного сектора, то есть рынка, и они существуют, незаконно перегоняя деньги из безналичного оборота в наличный и помогая избегать налогообложения. Намеревается ли и как именно новая украинская власть противодействовать такому явлению?

— Реформа — это когда приходит новая власть и узаконивает происходящее реально в обществе. Тогда реформы идут очень легко. Нужно легализировать большинство этих всех сделок, но расписать правила игры и брать с них налоги. Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней. Мы должны сделать более легкой роботу для любого бизнеса. А с другой стороны — прозрачность власти и участие общественности должно уже быть не какой-то болтовней, а вполне реальными действиями. Правительство должно начать с себя, и вывешивать за две недели до принятия каких-то решений, касающихся бизнеса, их проекты на сайте Кабмина, чтобы предпринимательская общественность знала, что ее ждет, чтобы могла сделать свои замечания, предупредить. Это, кстати, и есть борьба с коррупцией. Очень надеюсь, что наши СМИ будут с удовольствием печатать информацию о том, что какой- то чиновник что-то «берет». А новая власть будет этих чиновников отдавать под суд. Для этого нужны два-три процесса, «раскрутить» их, но при этом, осуществлять административную реформу, уменьшать количество органов управления, увеличить зарплату чиновникам. Я категорически против уменьшения ассигнований на государственный аппарат. Я за то, чтобы их перераспределить в пользу заработной платы тех специалистов, которые будут эффективно работать.

— Что будет с Единым экономическим пространством?

— Он будет существовать, и мы будем сотрудничать с Российской Федерацией, с Казахстаном, Беларусью — это интересные рынки сбыта. Мы будем в течение многих лет согласовывать повестки дня, будем говорить о свободной торговле и тому подобное. Мы заинтересованы в том, чтобы упростить систему торговли со странами- соседями, ведь эта последовательная работа предоставит некоторые облегчения для пересечения границ наших стран. И, думаю, прагматичные отношения, прежде всего с Российской Федерацией, дадут хороший экономический эффект. А разные надстройки... Их не будет, это просто нереально.

— Сейчас в выступлениях лидеров «Нашей Украины» можно увидеть две позиции относительно бюджетных расходов на финансирование Пенсионного фонда. Одна заключается в том, что деньги для этого даст реприватизация, а другая исходит из того, что следует повысить уровень зарплат, и уже это обеспечит наполнение Пенсионного фонда. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Я поддерживаю Виктора Пинзеныка, который говорит о необходимости поднять заработную плату и таким образом решить оба вопроса. А слово «реприватизация» вообще стоит выбросить из украинского лексикона.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать