...Слушают и строят
«День» обратился к постоянным авторам газеты, уважаемым в Украине и за ее пределами ученым, с таким вопросом: «Как бы вы прокомментировали события, происходящие вокруг украинского острова Тузла в контексте многовекового опыта украинско-российских отношений?»
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор, доктор филологических наук:
— Ситуация, сложившаяся вокруг Тузлы, никак не выглядит как случайность. Рано или поздно где-то должно было бы «рвануть». На мой взгляд, фатальную роль здесь сыграли два главных фактора. Во-первых, российская политика в отношении Украины становится все более агрессивной, и это видно невооруженным глазом (затягивание Украины — любой ценой! — в какой-нибудь союз, где бал будет править Россия, новая военная доктрина, предусматривающая возможность превентивных ударов, ультиматум ТНК относительно реверсного использования нефтепровода Одесса — Броды, неприкрытая тоска в белокаменной по «либеральной империи» и т.д. и т.п.). Ничего удивительного, в конце концов, в этом нет ввиду того, что в российских политических элитах представительство тех, у кого имеется «аллергия» на сам факт украинской государственности, всегда было значительным.
Однако кризис с Тузлой показал также, к чему приводит политика вечного «прогибания» перед Россией. Малороссийство, такое распространенное в украинской политической элите, является вопросом национальной безопасности Украины, — не больше и не меньше. Ведь если от имени украинского государства подписывается соглашение о ЕЭП, предусматривающее, что в регулирующем органе 80 процентов голосов будет принадлежать России, то почему мы думаем, что после этого Россия будет нас уважать? Если мы никак не можем четко определиться относительно перспектив своей же газотранспортной системы или того же нефтепровода, если посол Черномырдин публично покрикивает на наших дипломатов, если замминистра иностранных дел России рассказывает нам, сколько у нас должно быть государственных языков, то разве стоит удивляться тому, что теперь вот появилась Тузла — как символ кризиса в украинско-российских отношениях?
Своими предыдущими действиями политическое руководство Украины позволило , допустило возможность Тузлы. Поэтому я говорил бы и о кризисе украинской власти. Эта коллизия не могла рано или поздно не отразится.
Вместе с тем, нет худа без добра. Ситуация вокруг Тузлы стала консолидирующим фактором для граждан Украины, в том числе и для значительной части политиков (только вот надолго ли?). Надеюсь, все, что произошло и еще может произойти, отрезвит головы многим на Банковой и на Грушевского. Ну, а кто был, говоря словами Тараса Шевченко, «рабами, підніжками, гряззю Москви», тот таким и останется. Только теперь это труднее будет замаскировать.
Юрий ШАПОВАЛ, доктор исторических наук, руководитель Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины:
— Я бы хотел начать со слов вице-спикера Государственной думы России Ирины Хакамады. Она недавно заявила буквально следующее: «Не все происходящее сейчас в России следует копировать соседям» (для меня это — абсолютно аксиоматичная мысль). Но еще более интересно то, что Хакамада сказала дальше. А прозвучало буквально следующее: «Нужно констатировать, что Украина сейчас является частью Европы только в одном отношении — географическом».
Вторую принципиальную мысль для понимания смысла современной российской политики высказал Анатолий Чубайс, употребивший термин «либеральный империализм», то есть патронат России над теми государствами, которые она считает сферой своего законного влияния (понятно, речь идет и об Украине).
И третья мысль принадлежит главе Администрации Президента России Александру Волошину. «Без публики», с выключенными микрофонами он позволил себе фразу такого содержания: если потребуется, мы готовы бомбардировать Тузлу. Россия еле смирилась с потерей Крыма, хватит над ней издеваться.
Если мы возьмем эти три мысли далеко не последних людей в России — следует признать, что мало что изменилось со времен романовской и кремлевской империй — то же ограниченное мировоззрение, то же пренебрежительное отношение... Но, оценивая ситуацию, я лично все же остаюсь оптимистом. Всегда в наших странах были люди, которые стремились развивать отношения двух стран на основах взаимного уважения, искренности и равноправия. Хочется верить, что именно эти силы (а не какие-то «казачки» с Кубани, которые кто знает откуда с подозрительной скоростью появились около нашего острова) будут определять дальнейший ход событий. Конечно, нужно помнить, что все это — только одна из тех ситуаций, которые можно назвать тестом для современного украинского государства на умение отстоять свои интересы. Надеюсь, что этот тест будет сдан успешно.
Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:
— История обладает удивительной способностью не только повторяться, но и давать назидательные уроки. Как известно, Таманский полуостров, с которого строители дамбы по Керченскому проливу угрожают украинским границам, входил в состав территории древней Тмутаракани. От нее уже в 1068 году князь Глеб «мерял море по люде до Корчева» (Керчи). Здесь же, по свидетельству «Слова о полку Игореве», «пошатнулся, как знаменье бедствий, охвативших славянские земли, пресловутый Тмутараканский Болван, и мифическая Жля понесла горящие угли по Руси». Стоит и в наши дни задуматься зачинщикам приграничных конфликтов над этими древними и знаменательными символами.
Выпуск газеты №:
№192, (2003)Section
Панорама «Дня»