Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Смерть патриарха

3 февраля умер выдающийся украинский писатель, лауреат Государственной премии СССР и Шевченковской премии Павло ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ. Ему было 84 года
04 февраля, 00:00

Еще при жизни Павла Архиповича называли «патриархом украинской литературы и современным классиком». Писатель родился 25 августа 1924 года в с. Солошино на Полтавщине. Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. Литературную деятельность начал в 50-х годах. На протяжении 60—70-х создал большую часть своих романов, в частности, «Шепіт», «Диво», «З погляду вічності» (трилогия), «Розгін», «Левине серце», «Переходимо до любові», «Намилена трава», «Первоміст», «Євпраксія»... А згодом «Роксолана», «Я, Богдан», «Південний комфорт», «Тисячолітній Миколай»... По его сценариям на Киевской киностудии им. О. Довженко сняты художественные фильмы: «Ракети не повинні злетіти», «Перевірено — мін немає», «Лаври», «Ярослав Мудрий».

Можно сказать, что три десятилетия подряд, от 60-х до 80-х гг., среди сознательной технической интеллигенции, тем более среди прогрессивных гуманитариев, мало найдется таких, на кого бы творчество Загребельного не имело влияния... Так, настоящий бестселлер — «Роксолану» — читали в оригинале даже те, кто плохо знал украинский язык. Фактически, тогда его исторические романы были могущественным фактором формирования национального самосознания и исторической памяти народа. Это уже потом наши исторические знания приобрели качественно новый уровень после снятия табу на публикацию запрещенных работ Ивана Крипьякевича, Михаила Грушевского, Дмитрия Дорошенко, Владимира Антоновича...

Павло Загребельный был одним из авторитетов для украинского общества. В одном из интервью «Дню», а в нашей газете он часто выступал в роли авторитетного эксперта, он сказал: «Меня молодежь часто спрашивает о секрете популярности. Он прост — уважать своих читателей авансом, считать, что читатель не глупее писателя. Все люди хотят и любят думать. Нужно поднимать обычного человека до уровня Марка Аврелия... Мне кажется, что я многое сказал из того, что хотел сказать в своей жизни. В своих книгах я довольно откровенен».

Иван ДРАЧ, поэт, общественный деятель:

— В 1961 году, когда меня выгнали из университета, Иван Дзюба мою поэму «Ніж у сонці» отнес к Павлу Загребельному. Тот напечатал ее в «Литературной газете» и взял меня на работу — заведующим отделом художественной литературы. Таким образом мы познакомились. Тогда в «Литературной газете» Павло Архипович опубликовал произведения Николая Винграновского, Евгения Гуцало, Юрия Щербака, не говоря уже об Иване Дзюбе. Можно сказать, что он давал приют молодым литераторам, которых потом называли шестидесятниками. Они и создавали альтернативную группу тому существующему писательству.

Павло Загребельный имеет широкую популярность не только в Украине, но и за ее пределами. Редко кто с таким умением и дарованием осваивает исторические пласты нашего бытия, как это удавалось ему. Он, очевидно, один из немногих, который жил с литературного творчества. Даже не знаю, кто из современников может с ним конкурировать в этом.

Анатолий ДИМАРОВ, писатель:

— Павло Загребельный — уникальный писатель. Фактически, он проложил дорогу историческому роману в нашей литературе. До этого романы об истории Украины были под строгим табу. Павло Архипович написал ряд прекрасных исторических произведений, которые имели такой спрос, что их перепродавали из-под полы в несколько раз дороже издательской цены. Павло Загребельный написал и роман «Первоміст», который, считаю, приковал к цепи всю нашу партийную элиту. Удивляюсь, как за него прозаика не посадили, не отправили на Соловки... «Первоміст» — о первом мосте под Киевом. И о мостовике, для которого кроме моста ничего не существовало. Ему было безразлично, какой завоеватель пройдет по тому мосту в Киев, лишь бы должность сохранилась. А заканчивалось произведение тем, что когда докатились слухи, что, мол, надвигается Чингисхан, мостовик кинулся встречать его, чтобы продать подороже первомист... После выхода романа я позвонил по телефону Павлу: «Ты до сих пор жив?» И удивительно, что ни одного слова от самых свирепых «гавкунов» не прозвучало в газетах. Но за «Південний комфорт» его все-таки сместили с должности главы писательского союза. Поднялась вся прокурорская рать бывшего Советского Союза и обсуждала в Москве этот роман, кстати, тогда еще не изданный на русском языке. Павло Архипович был чрезвычайным руководителем Союза писателей УССР. Достаточно вспомнить только то, что на очередную декаду литературы, которая проводилась в Азербайджане, он не побоялся и взял с собой двух самых гонимых украинских писателей: Григора Тютюнника и Лину Костенко. Он умел поддержать в беде.

Мы потеряли гениального писателя! Писателя, который давно должен был стать академиком Академии наук Украины. Писателя, который мог стать лауреатом Нобелевской премии. Но такая у нас страна. И такая наша память...

Вечная память Павлу Загребельному.

Николай ЖУЛИНСКИЙ, директор Института литературы НАН Украины:

— Павел Загребельный — уникальная фигура в украинской литературе. В течение последних почти пятидесяти лет он был одним из самых ярких отечественных писателей благодаря своему невероятному трудолюбию и чувствительности к проблемам как исторического бытия нашего народа, так и к проблемам современной действительности. Его слава была высокой и заслуженной. Ведь такие романы, как «Диво», «Євпраксія», «Я, Богдан», «Роксолана», «Тисячолітній Миколай», были новаторскими. Прозаик осмысливал различные периоды нашей истории, например, Киевской Руси и Гетманщины. Причем осмысливал довольно смело для коммунистического времени и оригинально излагал, например, «Я, Богдан» написан в форме исповеди Богдана Хмельницкого. В то же время Павел Архипович, как я уже упоминал, был очень чувствительным к злободневным проблемам действительности. Романы «Південний комфорт», «Зона особливої охорони» или «Стовпотворіння», а особенно «Брухт», свидетельствуют о том, что автор четко видел политические и социально-экономические распри в Украине и всегда давал острую оценку тому, что происходило. Возможно, удивило меня его произведение «Юлія, або Запрошення до самовбивства», посвященное Великой Отечественной войне и преисполненный колоссальной энергии жизнелюбия и неистовой любви, которую переживает главный герой. В этом главном герое мы узнаем самого автора. Я мог бы еще назвать и его повесть «Гола душа», и даже последний сборник публицистических статей «Український шлях»... Все это говорит о том, что Павло Загребельный — творчески-самобытная фигура, сформировавшаяся на двух крыльях — исторической романистики и осмысления современной реальности. Кстати, ему не было равных по количеству прочитанных книг! Он проявлял неутолимое любопытство к талантливым молодым литераторам. Всегда. У 60-х годах, когда он возглавлял «Літературну газету» (будущую «Літературну Україну»), активно поддержал молодых прозаиков, поэтов, публицистов, которых потом назовут шестидесятниками. Он, по существу, первым напечатал стихи Винграновского, Драча, Олийныка. Поддержал Василия Симоненко и Лину Костенко.

Нам его будет не хватать...

СПРАВКА «Дня»

Павло Архипович Загребельный — выдающийся украинский писатель, Шевченковский лауреат, Герой Украины, автор более 40 романов. Он родился 25 августа 1924 года в селе Солошино Полтавской области. Загребельный прошел горнило Второй мировой войны. Затем в мирное время окончил Днепропетровский университет. В 1961-1962 годах работал редактором газеты «Литературная Украина». На протяжении 60-70-х писатель создал большую часть своих романов, в частности, «День для прийдешнього», «Шепіт», «Добрий диявол», «Диво»; трилогию «З погляду вічності», «Розгін» (за него в 1980 г. писатель был удостоен Госпремии СССР), роман из четырех книг: «Айгюль», «В напрямі протоки», «Ой крикнули сірі гуси», «Персоносфера», «Левине серце», (продолжением последнего стал роман «Вигнання з раю»), «Переходимо до любові», «Намилена трава», «Євпраксія», «Південний комфорт» «Я, Богдан»... «Брухт» и «Юлия, або Запрошення до самовбивства» — написанные за последнее время.

По сценариям П. Загребельного на Киевской киностудии им.Довженко сняты такие художественные фильмы: «Ракеты не должны взлететь», «Проверено — мин нет», «Лавры», «Ярослав Мудрый».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать