СНОВА В ШКОЛУ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020830/4156-1-1_0.jpg)
Уходит лето. Заканчиваются каникулы, и первый звонок вот-вот возвестит о наступлении учебного года. Накануне первого сентября вспоминаешь свои школьные годы и невольно сравниваешь себя с нынешними учениками. Сегодня у наших детей для получения качественного образования появились новые возможности. За годы независимости возникли школы нового типа — лицеи, гимназии, колегиумы и учебно-воспитательные комплексы, появились частные школы и дополнительные платные образовательные услуги в государственных школах. Кст ати, в целом по Украине учебные заведения нового типа составляют около десяти процентов от общего числа традиционных общеобразовательных школ. Частные школы в своем большинстве являются учебными заведениями нового типа, но составляют они всего лишь один процент от общего числа всех общеобразовательных школ. В частных школах обучается около 0,3% школьников, а работает в них около одного процента учительского корпуса общеобразовательных учебных заведений. Больше всего частных учебных заведений в Харьковской, Одесской, Днепропетровской и Донецкой областях, в Киеве и в Крыму.
Впрочем, сказать, что именно за школами такого типа (при всех их явных преимуществах) будущее, было бы преувеличением. Например, старший научный сотрудник НИИ социальной и политической психологии АПН Украины Любовь Овдиенко считает, что учителя, которые способны давать качественное образование, не стремятся сегодня идти работать в платные школы, так как там они испытывают большее давление в предъявлении к ним требований как со стороны администрации, так и со стороны родителей учащихся. «Оценивание детей в платных школах имеет свою специфику, — подчеркивает Любовь Никифоровна. — Она заключается в том, что потребность школы в увеличении численности учеников в ней вступает в противоречие с необходимостью объективно оценивать знания, так как родители оценивают качество образовательных услуг в основном только по отметкам. Платные школы вынуждены удерживать детей, чьи родители способны оплачивать обучение, так как это источник их финансирования. В тех школах, где администрация стремится набирать в свой педагогический коллектив учителей, у которых повышенная мотивация в достижении высокого уровня профессионализма, отмечается и высокая результативность учебного процесса. Платная форма образования также ограничивает и свободу учеников, так как это убивает элемент здоровой конкуренции».
Итак, основой все-таки остается государственная школа, правда, с поправкой на время. Ведь за последние годы существенные изменения претерпевает и сама система образования — введена двенадцатибалльная система оценивания, отменяются отметки по поведению, меняется само содержание образования. Однако хотят ли дети сегодня учиться или по-прежнему, как когда-то и нам, им далеко не всегда хочется идти в школу? С такими вопросами корреспондент «Дня» обратилась к людям, которым удалось состояться в жизни и которые сегодня «ходят в школу» уже в качестве родителей.
Иван МАЛКОВИЧ , поэт, директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»:
— Мне нравилось ходить в школу, хотя и безмерной радости в ней я тоже не испытывал. У меня по дому было очень много обязанностей, я привык много работать и поэтому учебный труд не был мне в тягость. Я хорошо учился и презирал зубрил. Нравились уроки литературы, много читал и очень активно участвовал в уроках, любил писать сочинения, сочинять стихи. Меня признавали лидером по этим предметам, и мне это было очень приятно. Мой младший сын в этом году пойдет в первый класс, но говорит, что ему не очень хочется идти в школу. Старший, Тарас, довольно прохладно относится к занятиям, хотя ему и нравятся гуманитарные предметы. Еще до школы он написал несколько стихотворений, которые были опубликованы в детских журналах. Во втором, третьем классе он еще продолжал писать стихотворения, а сейчас уже ничего не пишет мне кажется, что сегодняшняя школа убивает желание заниматься творчеством. Как-то сын пришел из школы и сказал, что сегодня на уроке учили мое стихотворение. Мне это было очень приятно, но когда я увидел вопросы, которые были в учебнике к моему произведению, я просто ужаснулся. Эти вопросы нарушали целостное восприятие образной ткани, просто разрушали ее. Когда разрываются строчки, то губится аура поэзии. Школа, в которой учится мой сын, — хорошая государственная школа, но там все время меняются учителя, иногда приходится вести уроки студентам... Раньше Тараса не могли оторвать от книжки, но со временем это желание стало уходить, как вода в песок.
Программа по украинской литературе, на мой взгляд, очень несовершенна. Я считаю, что нужно идти не за именами, а включать в программу интересные для детей произведения, и в нашей украинской литературе можно найти такие.
Николай ГОЛОВАТЫЙ , доктор политических наук, вице-президент Международной академии управления персоналом:
— Далеко не всегда мне хотелось идти в школу. Это было связано с теми конкретными предметами, которые в тот день преподавались. Ведь сначала нравится педагог, учитель, а потом нравится и предмет. Если есть личность, то есть потом и любовь к предмету. Почему я пошел на исторический факультет, стал кандидатом исторических наук, потом доктором политических? Это все благодаря двенадцати двойкам в десятом классе, которые мне поставила одну за другой в журнал учительница истории за то, что я не знал всех богов Олимпа. Двойки я получал до тех пор, пока не выучил. В конце десятого класса у меня по истории была пятерка и это определило весь мой дальнейший жизненный путь. Мне был преподнесен прекрасный урок, что учеба — это труд, труд тяжелый и изнурительный. Запомнилась учительница русской литературы Алла Иосифовна Оноприенко (село Гребенки Васильковского района Киевской области), которая организовала кружок «Красного слова», где мы учились выразительно читать и знакомились с произведениями Байрона, Гете, Гейне. До нее мы о таких произведениях никогда не слышали, в школьной программе их не было, никогда зарубежная литература на уровне классики у нас в школе не преподавалась. Лучшие гуманистические идеи человечества основаны на классических образцах: будь то русских, украинских или каких других. Современная школа потеряла сегодня гуманистический оттенок. Учебные заведения сегодня приобрели черты большего практицизма, а вместе с этим потеряли то, что способствует формированию личности, ее морали, ее внутренних качеств. Когда сам ходил в школу, часто сталкивался с тем, что учителя не понимали психологию ребенка, не умели поставить себя на его место, у них не было соответствующих знаний, выигрывал только тот учитель, который от природы был наделен такой способностью.
Моя дочь Оксана идет во второй класс, и проблемой в школе для нее является несколько предубежденное отношение отдельных школьников к другим детям. Нынешняя жизнь очень жесткая в плане практицизма. Дети растут в семьях, где все время слышат, что нужно постоянно преодолевать определенные трудности, а точнее, завоевывать место под солнцем собственными кулаками. Этот элемент тоже является проблемным для современного образования. Ребенок воспитанный в таком духе после окончания вуза сразу стремится получить материальные выгоды с наименьшими усилиями, а на образование смотрит только как на средство получения в будущем материальных выгод. Дочь тяготеет к изучению театроведения, занятиям изобразительным искусством, танцам, с радостью ходит в театральную студию своей гимназии. Я уверен, что такие занятия помогут ей снять вот это напряжение.
Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ , писатель, исполнительный директор «Лиги украинских меценатов»:
— В семье было пятеро детей, я был просто завален домашней работой и рад был убежать в школу, чтобы хоть немного отдохнуть от тяжелого взрослого труда. Учился я хорошо, школу закончил с серебряной медалью. На всю жизнь запомнил учительницу украинского языка и литературы Евдокию Ивановну Кавун, она же была и моим классным руководителем. Это был душевный человек, она очень отличалась от некоторых моих учителей, которые были для детей «жандармами». На уроках Евдокии Ивановны я боялся слово пропустить, когда на других уроках учителя не могли со мной справиться. Евдокия Ивановна была тихая женщина, которая не могла ни крикнуть, ни пригрозить, но она нас словно гипнотизировала. Необыкновенно интересными были ее уроки, и дети боялись ее чем-либо огорчить.
Сыну Святославу 15 лет, и он с нетерпением ждет первого сентября. Учится он хорошо, но больше скучает по общению с одноклассниками, чем по занятиям. Он не любит уроков истории и литературы, а с удовольствием занимается программированием, математикой. Моя сельская школа была такой бедной, что я по доброму завидую нашим детям. Мне кажется, что они сегодня даже пересыщены информацией и вещами. Им это легко достается и поэтому обесценивается в их глазах. У детей уже нет того голода на науку, какой был в мое время у нас.
Евгения ТКАЧЕНКО , генеральный директор телекомпании «Магнолия-ТВ»:
— Всегда хотела в школу только первого сентября, скучала за друзьями и после лета всегда хотелось их увидеть. Я не помню каких-то проблем, с которыми бы я сталкивалась в школе. Самые интересные школьные воспоминания — это наш школьный театр, который вела наша учительница английского языка, классный руководитель. Ставили «Бориса Годунова», Розова «В добрый путь».
Сын этим летом уже стал студентом, но он все равно пойдет в школу на торжественную линейку. Нам повезло, у сына в школе никаких особых проблем не возникало и в лицее ему было очень интересно. Он не торопился из школы домой и мог там просиживать до вечера. Сын тоже участвовал в школьном театре, но наши дети пошли дальше нас. Они тексты и музыку писали сами, разыгрывали их на английском языке. Меня очень радует, что моего ребенка из этого лицея не тянуло на улицу, не было желания оставить эти стены и побежать искать каких-то приключений в подворотне. В школе ему было комфортно. Меня всегда поражало, что именитые художники выставляли в коридорах школы свои дорогостоящие картины, не боясь, что их могут испортить.