Перейти к основному содержанию

«Сочетание неврозов»

Можно ли восстановить «оранжевую команду»? И нужно ли?
18 января, 19:54

Блок «Наша Украина» заинтересован в том, чтобы в новом парламенте восстановить «оранжевую команду». Об этом заявил не кто-нибудь, а «заклятый друг» Юлии Тимошенко Роман Бессмертный. «У нас есть лишь два варианта пути вперед — или «оранжевая команда, или роспуск новоизбранной Верховной Рады. Третьего не дано», — подчеркнул руководитель избирательной кампании блока «Наша Украина».

Лидер БЮТ вроде бы тоже не возражает. «Я мечтаю о том, чтобы быть с Президентом, я готова быть вместе с ним, но нужен маленький шаг с его стороны», — отметила она во время пресс-конференции во Львове. Правда, тут же поведала о другой своей мечте — «отделить Ющенко от его окружения и в новом парламенте создать коалицию не с Порошенко, Третьяковым, Жванией и другими, а с самим Ющенко».

А вот Виктор Андреевич к планам по восстановлению «оранжевой команды» в последнее время относится иначе. Складывается впечатление, что у Ющенко к Тимошенко антипатия не только на политическом, но и на человеческом уровне. Чего стоит одна только фраза из последнего телеобращения: «Мені називали одні люди, леді великі, про чотирьох осіб, які стоять за тою фірмою («Росукрэнерго». — Ред. ). Я б попросив, щоб це було сказано публічно і з доказами».

А в недавнем интервью Financial Times Ющенко вообще заявил: если посмотреть, как голосует БЮТ, то нет никакой другой силы, которая «больше идет вразрез с заявленными на Майдане ценностями».

Юлия Тимошенко, в свою очередь, тоже не упускает случая уколоть «оранжевого побратима» — то «умиляется» талантом Ющенко вырезать тарелки в Карпатах в разгар «газовой войны», то шутит, что у Президента полномочий и влиятельности теперь, как у председателя Киевглавархитектуры...

Вот такая получается коллизия: с одной стороны, надо объединяться после выборов, с другой — политические дискуссии между БЮТ и НСНУ все больше смахивают на банальный обмен личными оскорблениями. Как они при этом будут создавать коалицию, и что на сегодняшний день есть «оранжевая команда», мы спросили у наших экспертов.

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:

— Если говорить серьезно, то из «оранжевых команд» осталось только два отряда — это блок «Наша Украина» и в какой-то степени «Пора-ПРП». Если говорить о списках БЮТ или социалистов, то тут мне сложно подобрать цветовую гамму. А что касается совместного сотрудничества, то власть не делят, власть берут. После победы коалиции «Сила народа» на выборах каждый из участников коалиции борется за эту власть самостоятельно. Заявления о возможности восстановления «помаранчевой команды» из уст Бессмертного — это интересная мысль политика, который выступил с идеей введения прямого президентского правления. Здесь кроме дурного юмора и предвыборного пафоса ничего нет.

А что касается Тимошенко, то она сможет объединиться только с крупным капиталом. Диалог с политиками, которые не предоставляют крупный капитал, для Тимошенко просто не представляет интереса.

Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог:

— Ясно, что сегодня можно говорить только об очень сложном процессе гипотетического восстановления единой «оранжевой команды». Это возможно, но это может сделать только Президент. В блоке «Наша Украина» нет собеседников, которые были бы и по своей настроенности и, главное, по уровню паритетны Тимошенко и Морозу. Несмотря на то, что Ющенко несколько в стороне от «схватки», в данном случае кроме него некому решать эту задачу. Позиция Президента должна определять технические действия таких, как Бессмертный.

Сейчас речь должна идти не о симпатиях, а о политическом расчете. Нужно думать о том, как обеспечить управляемость, стабильность. И единственный шанс, как это ни драматично выглядит, — восстановление «оранжевой команды». Сейчас мы увидели, кто с кем не может быть. Ведь строились разные комбинации, в том числе «Тимошенко — Янукович».

Меморандум Ющенко—Януковича открывал дорогу к прямым вариантам такой комбинации, как основы будущего парламентского большинства. Сейчас уже очевидно, что такого компромиссного и противоестественного большинства не получится. И мы возвращаемся тогда к классической форме: один вариант — это восстановление «оранжевой команды» — БЮТ, «Наша Украина», социалисты. Среди тех, кто точно проходит. И им надо думать, хватит ли им для этого голосов. Второй вариант — коалиция на основе Партии регионов, я не говорю — Януковича, потому что неизвестно, дадут ли ему руководить. Им придется объединять всех остальных. Все остальные — это точно коммунисты, и не очень точно — Литвин, возможно, Витренко.

Тот электорат, который поддержал Ющенко, а главное — отказал Януковичу, ближе ко дню голосования придет к той же степени мобилизации. Или же — Янукович с Симоненко—Витренко, что достаточно трудно себе представить. Последние заявляли, что против капиталистов. Их надо будет, как говорится, покупать с потрохами. Витренко к этому готова, а коммунистам будет сложнее продаваться.

Многое будет решаться на финишной прямой: пройдет или не пройдет та же Витренко и где наберет Янукович недостающие мандаты? Вот это реальная альтернатива. Очевидно, что в одном случае можно будет говорить о взаимодействии Президента и большинства, в другом — о противоборстве Президента с его полномочиями распустить парламент и этой сине-бело-красной команды. Российские цвета, кстати, получаются...

Вот тогда и будем думать, что это означает — восстановление «оранжевой команды»...

Ирина РОЖКОВА, глава департамента политической социологии Европейского института интеграции и развития:

— Я думаю, здесь может быть оптимистический прогноз для политиков, но не оптимистический для избирателей. Происходившее в парламенте довольно наглядно показало, что объединяться могут кто угодно и с кем угодно. Всякий раз, когда речь идет о политическом выживании, включается инстинкт самосохранения, тут возможны любые союзы. Конечно, это будет брак без любви, брак по расчету. Вся напряженность сохранится, ее будут маскировать, но отменить не смогут. Все претензии останутся актуальными. Но инстинкт самосохранения будет заставлять их делать хорошую мину при плохой игре.

Сергей ТЕЛЕШУН, президент фонда «Содружество», доктор политических наук, профессор:

— Если и состоится какая-то подобная коалиция, то она возникнет на новых принципах, в новой конфигурации. Сегодня возникает синдром ожидания чего-то нового, но с теми помаранчевыми лозунгами, которые не были реализованы. Честно говоря, я не вижу перспективы коалиции, — можно говорить лишь о технологии. Потому что запрос на «помаранчевую команду» в обществе есть. Но политические силы — и БЮТ, и социалисты, и «Наша Украина» — имеют свои позиции. Сегодня все хотят создавать коалицию после того, как победят и будут диктовать правила игры.

Петрарка говорил: что такое двое влюбленных? Это соединение двух неврозов. Украинская политика в какой-то мере отождествляется с заявлением Петрарки — сочетание самолюбивых неврозов, которые имеют корпоративные и бизнесовые интересы, помноженные на личные амбиции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать