Социалистический PR: заявить и отказаться, наблюдая
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010613/4103-1-1_0.jpg)
Информация о том, что кандидатура бывшего майора президентской охраны Николая Мельниченко может быть внесена в избирательный список Социалистической партии, сначала была предана огласке, потом прокомментирована заместителем главы СПУ Иосифом Винским. А впоследствии опровергнута главой партии Александром Морозом. Об однозначном опровержении речь на самом деле не шла. Главный социалист заметил только, что с выдвижением Мельниченко в нардепы могут возникнуть определенные проблемы из-за «специального статуса», который майор, возможно, получит в США. А в СПУ, как излагает слова А.Мороза Интерфакс-Украина, эта инициатива не обсуждалась.
Действительно, таинственный майор, который, по утверждению А.Мороза, в течение двух лет записывал разговоры в главном кабинете страны, находится в США, где получил политическое убежище. С другой стороны украинского гражданства Мельниченко никто не лишал, действующего судебного приговора относительно него также не существует. Поэтому формальных препятствий для выдвижения бывшего президентского охранника в депутаты не существует. Этим и руководствовались низовые парторганизации СПУ, которые как будто и выступили с такой идеей. Зная особенности отечественного партийного строительства, в достоверность подобной инициативы «низов» поверить непросто. К тому же социалисты в последнее время находятся в первых рядах изобретателей наиболее разнообразных акций, призванных напоминать о существовании партии. Другого пути у партии нет — преданный левым идеям избиратель окончательно остался с коммунистами, а получать новых сторонников нужно активными действиями.
Поэтому попробуем рассмотреть последствия социалистического эксперимента с общественным мнением с точки зрения раскрутки политической организации, стремительно теряющей приверженность широких слоев населения. При условии общей серости отечественной политической элиты, привлечение к партийным спискам известных людей выглядит вполне оправданным. Первый этап этого процесса можно было наблюдать перед прошлыми парламентскими выборами, когда среди фамилий политиков в первых пятерках партий и блоков заблестели имена певцов, артистов, футболистов и других известных в народе людей. Новые выборы требуют новых подходов. Внесение в списки артистов и чемпионов уже не является чем-то новым. Другое дело — загадочный майор Мельниченко, чье имя восьмой месяц не покидает страниц отечественной и зарубежной прессы. Одни считают майора-беглеца изменником, другие чуть ли не героем, а все вместе тем самым обеспечивает всенародную популярность скромного охранника.
Давайте представим, что это произошло на самом деле, и Николай Мельниченко избран в народные депутаты. Безусловно, в таком случае прямые трансляции первых заседаний новоизбранной Верховной Рады выйдут на первые места в телерейтингах и аппарат ВР сможет даже продавать права на эти трансляции тем телекомпаниям, которые заплатят больше. Когда же народ увидит наконец своего «героя», быстро наступит кризис жанра, ибо парламентарий должен говорить, а упомянутый майор — специалист в противоположной отрасли.
Маловато получается для кандидата в нардепы. И социалисты это быстро поняли. Возможно один из молодых имиджмейкеров Мороза просто слишком увлекся, потерял чувство меры, сболтнул вдруг о возможном внесении Мельниченко в партсписки. Пропагандистский эффект подобного заявления может быть намного меньшим, чем настороженность к политикам, способным поставить рядом с собой офицера, который объективно работал против собственного государства. Не исключено, что именно поэтому предположение о возможности использования социалистами имени майора на будущих выборах прозвучало почти одновременно с полуопровержением Александра Мороза. В зависимости от реакции, опровержение может стать более решительным или наоборот. Можно понять состояние первого социалиста, который связал свое политическое будущее с сомнительного происхождения аудиозаписями. С одной стороны, «ресурс Мельниченко» как будто еще до конца не исчерпан, с другой — ожидаемых результатов «кассетного скандала» его инициаторы не получили. Попытки что-то изменить, чтобы не остаться навсегда в роли ретранслятора мельниченковских расшифровок, социалисты уже начали делать — голосование за утверждение нового премьер-министра ярко это подтверждает. И как бы не выкручивался Александр Мороз, оправдывая поддержку Анатолия Кинаха желанием поломать чью-то игру, попытка вернуться из-под дивана в президентском кабинете к реальной политике все сильнее чувствуется в его действиях. Поможет ли этому упоминание о Николае Мельниченко в неожиданном предвыборном контексте, или, что вероятнее, помешает? Беспокоиться по этому поводу следует, конечно, не избирателям.
Выпуск газеты №:
№103, (2001)Section
Панорама «Дня»