Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Соцсоревнование... за пациента

Почему к реформе в медицине врачи и общественное мнение относятся скептически
16 августа, 18:56
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

В последнее время Министерство здравоохранения активизировало свою деятельность — по крайней мере на уровне документов, заявлений и сообщений, посылаемых средствам массовой информации. Сейчас министр здравоохранения Александр Анищенко очень доволен принятыми Верховной Радой законами, которые должны регулировать проведение реформы медицинской отрасли. Напомним, что до начала лета 2012 года, по словам министра, в пилотных областях, выбранных для эксперимента (Винницкая, Днепропетровская и Донецкая), должна завершиться первая часть реформирования — там будут созданы центры первичной медицинской помощи.

— Потом появятся служба экстренной медицинской помощи и госпитальные округа, после чего состоится перепрофилирование больниц. В каждом госпитальном округе должна работать одна больница интенсивного лечения для пациентов с острыми заболеваниями, кроме того, будут больницы планового лечения, восстановительного лечения, хосписы. В 2013 году эта модель будет испытываться, чтобы в 2014 году можно было оценивать результаты. Если все пройдет удачно, с середины 2014 года мы можем начинать реформирование системы здравоохранения всей страны, — заявил Александр Анищенко.

Но какое отношение эти мегапланы имеют к реальной жизни? Ведь за ними стоят живые люди, у которых что-то болит, которым нужна ежедневная помощь. И если сам министр говорит, что реформирование системы здравоохранения во всей Украине можно начинать с 2014 года, получается, что в ближайшие три года у нас все останется так же, то есть КПД (коэффициент полезного действия) от реформы останется на нынешнем уровне: вакцин для детей нет, в сельских амбулаториях — только марля и перекись водорода, роды — от тысячи долларов, до страховой системы еще далеко, и за все нужно платить (за редкими исключениями).

Но даже не это главное. Основное для пациента — врач, которому можно довериться. По данным офиса Международного исследовательского агентства IFAK, который по заказу «Бюро экономических и социальных технологий» провел социологический опрос об отношении украинцев к медицинскому обеспечению в Украине, сегодня 34% украинцев жалуются на низкую квалификацию врачей.

А эти врачи, которым мы не доверяем, согласно планам Минздрава должны обеспечивать реформирование медицины. Сегодня, по данным министерства, укомплектованность заведений здравоохранения врачами составляет 80%, из которых работающих пенсионеров — 24,5%. В правительстве прекрасно понимают, что выпускники медицинских университетов не хотят работать в государственных больницах и поликлиниках из-за низкой зарплаты, а также из-за «непрестижности».

Возможно, по этой причине министр здравоохранения Александр Анищенко недавно заявил, что в Украине разрабатывается новая система оплаты труда медиков. Суть ее в том, что наряду с тарифной ставкой (окладом медика) будет определяться доплата за качество и объем работы, которая может быть выше, чем сам оклад. Как цитирует министра его пресс-служба, «это даст возможность не только увеличить заработную плату медиков первичного звена, но и заинтересовать врача в конечном результате — здоровье пациента». Специалисты к этой инициативе относятся скептически.

— Количество пациентов на квалификацию врача никак не повлияет. По нормативам врач может принимать не больше 10—15 человек в день, у него должна быть адекватная зарплата, обеспеченная государством (около 10 тысяч гривен ежемесячно), и ему должны выплачиваться бонусы, которые он сам сможет потратить на курсы повышения квалификации. Это обязательно, потому что без постоянного самоусовершенствования, без повышения квалификации врач будет с каждым годом тупеть, и к нему лучше не ходить, — считает врач-стоматолог Юрий Яхно. — Нормальные курсы стоят от тысячи долларов, правда, есть еще много местечковых курсов, но они никуда не годятся. Что касается уровня профессионализма, то, к сожалению, сегодня в наших больницах адекватных специалистов 10—15% — не больше, потому что по окончании медуниверситетов в промежутке 5—10 лет врачам еще можно доверить свое здоровье, а потом — нет. К тому же когда врач работает в поликлинике на одной должности, например, пять лет, он становится настолько узкоспециализированным, что потом заставить его переучиться нереально. И то, что у нас одним росчерком пера стали массово «делать» семейных врачей, означает одно — что уровень и качество услуг радикально снижаются. Основную массу людей загоняют к посредственным врачам, им предоставляют минимальный уровень услуг — самый низкий, потому что ни один терапевт не может быть, например, гинекологом или разбираться в течении заболеваний у детей. Нужно строить эту систему с самого начала, а не переобучать тех, кого невозможно переучить. Считаю, что должно быть небольшое количество вакансий, государственный конкурс на место, а у нас все происходит за взятки.

Соревноваться за пациентов уважающий себя врач вряд ли станет. Информация о хорошем специалисте передается от человека к человеку (как и о плохом). Для нас привычна практика, когда чтобы найти хорошего специалиста, нужно обзвонить всех знакомых. Возможно, именно из-за этого в Украине недовольны системой медицинского обслуживания почти 70% граждан (62% жителей города и 71% — села).

На взгляд бывшего заместителя главы санэпидстанции Днепропетровской области, а ныне заместителя главы УНП Анатолия Сокоринского, эту часть реформы — привязку оплаты труда к количеству пациентов — хотят сделать для того, чтобы «задекларировать перед народом и сказать, что мы проводим какие-то реформы».

— Это как когда-то социалистическое соревнование в советской медицине. Тогда тоже были оценки того, кто как работал. Но в мире давно установлено: к хорошему доктору люди сами идут. У людей должна быть альтернатива и возможность выбрать другого врача, который действительно отвечает параметрам человеческой потребности, своему призванию. Какую они хотят дать оценку работе врачей? Если по состоянию здоровья пациентов, то здоровье населения абсолютно не зависит от медицинского работника, а зависит от всей социальной сферы, от уровня жизни человека, в частности, его питания, от того, обеспечен ли этот человек рабочим местом и всем необходимым. Я не думаю, что это что-то новое в медицине и что оно даст какой-то толчок к улучшению медицинской отрасли и повысит обеспечение медицинских работников. На мой взгляд, сегодня врачу нужно дать официально нормальную зарплату. Если врач сейчас получает 1000 гривен или 1200, то за такие деньги никто не станет работать честно и самоотверженно. Я как врач считаю, что мои коллеги сегодня просто выживают. И когда в пожарном порядке делаются пилотные проекты в Днепропетровской и других областях, когда переучивают людей пожилых, когда из них делают якобы семейных врачей, это не выдерживает критики. Это может дискриминировать кого угодно, — говорит Анатолий Васильевич.

Время покажет, чем обернется для пациентов введение такой системы, при которой врачи будут получать дополнительно «за пациентов». И если это не повлияет на квалификацию медперсонала, то, возможно, хотя бы изменит их отношение к «больным». Например, с безразличного на... заинтересованное. Ведь 34% наших граждан, кроме низкой квалификации врачей, проблемой называют еще и «невнимательное отношение медперсонала».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать