Сорвавшийся «блицкриг»
Вчера Верховная Рада 259-ю голосами утвердила повестку дня второй сессии. В числе наиболее важных законопроектов — о Государственном бюджете Украины на 2003 год, Гражданский кодекс, проект Административно-процессуального и Трудового кодексов. С предложениями Президента будет рассмотрен Хозяйственный кодекс, закон о Кабинете Министров, закон о выполнении решений Европейского суда и закон о временных следственных специальных комиссиях.
Несмотря на важность вопроса о повестке дня, стоящего в дневном графике работы парламента под номером один, отнюдь не он вызвал наиболее оживленные дискуссии в сессионном зале. «Возмутителем спокойствия» в здании парламента уже в который раз стал вопрос о даче согласия Верховной Рады на представление Генпрокуратуры о привлечении к уголовной ответственности народного депутата Юлии Тимошенко. Началось все с того, что спикер парламента Владимир Литвин объявил о своем решении вернуть в Генеральную прокуратуру данное представление как такое, которое признано профильным комитетом «недостаточно мотивированным, не содержащим конкретных фактов и достаточных доказательств по отдельным пунктам выдвинутых обвинений и не отвечающим требованиям регламента Верховной Рады Украины». Владимир Литвин сослался на соответствующие нормы регламента, позволяющие главе Верховной Рады самому принимать в таких случаях решение о возвращении представления в Генпрокуратуру. Против подобного решения неожиданно выступила... сама Юлия Тимошенко. Во внешне эмоциональной и, нельзя не признать, артистически убедительной речи г-жа Тимошенко потребовала от коллег определиться немедленно. «Шесть лет Генпрокуратура издевается надо мной и моей семьей. Я хочу, чтобы Верховная Рада четко определилась — если вы даете согласие на арест, то я готова сейчас выйти из этого зала вместе с Пискуном (Генпрокурором. — Ред. ), если нет — то дайте мне спокойно работать», — заявила она. После этого в зале заседаний началась нешуточная дискуссия с криками, перебранкой, взаимными оскорблениями и традиционным для таких случаев штурмом президиума группой наиболее «горячих» народных избранников. «Если Юлия Владимировна сама просит, мы обязаны вопрос о ее привлечении к ответственности рассмотреть немедленно», — утверждали сторонники Ю.Тимошенко, в основном представители ее собственной фракции, а также СПУ. «Есть определенные, четко выписанные нормы, каким образом подобное представление может быть рассмотрено», — парировала основная часть зала. Препятствием к рассмотрению представления оказалось и то, что, как обратил внимание коллег народный депутат Валерий Асадчев, только суд, а не Генпрокуратура имеет право подавать представление на арест народного депутата. «Хочу напомнить, что когда в последний раз в ноябре 2000 года парламент давал согласие на привлечение к ответственности депутата Виктора Жердицкого, действовали переходные положения Конституции, дающие право прокуратуре принимать решение о мере пресечения. Теперь же такое решение должен принимать суд, и только после этого — Верховная Рада.»
Впору задаться вопросом — что не устраивает лидера БЮТ в существующем порядке вещей? Казалось бы, если спикер вернул представление отправителю, радоваться надо, — возможное роковое решение оттягивается как минимум на несколько недель, за это время можно подготовить стратегию защиты. На самом деле вся интрига заключается в том, что народным депутатам только вчера вечером, да и то не всем, был роздан пухлый список обвинений прокуратуры и объяснений к ним самой г-жи Тимошенко. Соответственно, времени на то, чтобы ознакомиться с аргументами сторон, у депутатов не было. По словам депутата Вернидубова, «парламент попытались подтолкнуть к принятию решения по вопросу, о котором мы и представления не имеем». Задача для «первоклашек»: будут ли народные депутаты голосовать за то, чтобы разрешить прокуратуре арестовать одного из них, не зная, в чем конкретно он обвиняется? Особенно если учесть, сколь болезненно абсолютное большинство народных избранников относится ко всему, что способно ограничить их неприкосновенность. Как показывает опыт, в этих случаях депутатский корпус демонстрирует поразительную корпоративность, невзирая даже на политическую ориентацию. Как выразился депутат Степан Гавриш, «сегодня у Юлии Тимошенко был шанс одержать блестящую тактическую победу». Не получилось...