Состоятельные и образованные
Почему бы Украине не перенять опыт США при переходе Вооруженных сил на контрактную форму?В США армия контрактная уже более 30 лет. За это время накоплен большой опыт ее формирования и комплектования. Не обошлось без трудностей, особенно на первых этапах. Уже война во Вьетнаме показала, что возможности призывной армии практически исчерпаны. Поступление на вооружение сложной боевой техники вошло в противоречие с системой подготовки военнослужащих, которые за срок службы не успевали ее в полной мере освоить. К началу 70-х г. стало ясно, что в военной технике назревает очередная научно-техническая революция, которая потребует принципиально других подходов к обучению и подготовке как рядового, так и офицерского состава. Без перехода на контрактную армию, по мысли военных теоретиков и армейских гражданских менеджеров, решить эти проблемы было невозможно.
В 2002 г. конгрессмен Чарльз Ренгел в газете The New York Times заявил, что в вооруженных силах США служат только беднейшие граждане Америки, а более богатые предпочитают обходить армию стороной. Он даже предложил законопроект, восстанавливающий призыв, но проект не был принят. Высказывание парламентария получило большой резонанс не только в США, но и в других странах. Возникло стойкое мнение, что армейская служба — удел бедных и неудачников, тех, кто не смог найти себе применение в гражданской жизни, в основном представителей национальных меньшинств. Противники контрактной армии использовали это для обоснования сохранения призыва и неприемлемости профессиональной армии. Интересно, что военные специалисты никогда так не высказывались, Пентагон продолжал набирать в армию контрактников и не ощущал проблем с претендентами, стремящимися в вооруженные силы. Аналогичное положение и в европейских странах, переходящих на контрактную армию. Хотя, например, в Германии и Нидерландах продолжается призыв при общем сокращении срока службы.
Исследование неправительственной организации Heritage Foundation («Наследие») показали, что заявление Чарльза Ренгела было поспешным и совершенно необоснованным. Эксперты выяснили, что, например, новобранцы 1999 года имели больший образовательный ценз, чем средний американский гражданин, и пришли к выводу, что доля представителей национальных меньшинств Америки в армии не очень велика. Выяснилась интересная деталь: число выходцев из семей среднего достатка в вооруженных силах превышает количество военнослужащих из беднейших слоев населения страны. После событий сентября 2001 г. и начала глобальной войны с терроризмом в рядах военнослужащих стало больше представителей среднего класса, к которому принадлежат американцы с ежегодным доходом, превышающим $40 тыс.
В 2005 г. 98% военнослужащих в США имели среднее и высшее образование, 78,5% являлись англосаксами, чуть более 11% — афроамериканцами, остальные принадлежали к другим национальностям. Большая часть американских военнослужащих — горожане. При этом почти половина рядовых — уроженцы южных штатов. Эксперты пришли к выводу, что обездоленные американцы предпочитают не воевать. А за оружие берутся их более состоятельные белые сограждане. В 2007 г. только 1,4% новобранцев не имели среднего образования. Причем этот показатель среди гражданского населения США в возрасте от 18 до 24 лет равен 20,8%. А 95% офицеров являются, как минимум, обладателями степени бакалавра. Пентагон требует от служб вербовки контрактников, чтобы 90% из них окончили среднюю школу. Но и те, кто не получил соответствующего аттестата, имеют все возможности для повышения своего образования.
Причин такого явления достаточно много, но главным (и не только в США, а и в других странах) является то, что отставных военных с удовольствием берут на высокооплачиваемые технические и административные должности в крупные компании. Этому способствует весьма продуманная и хорошо функционирующая система подготовки и переподготовки высшего и среднего офицерского состава. Служить в армии поначалу не так выгодно материально, хотя на хлеб с маслом хватает. Но таких возможностей получить высококлассное образование на гражданке часто просто нет или это достаточно сложно.
В американской армии считается, что оптимальной системой профессиональной подготовки офицера является чередование службы в войсках с обучением в специальных военных вузах. Офицеры, отслужившие 10–15 лет, направляются на курсы при командно-штабных колледжах (КШК) своего вида вооруженных сил для переподготовки. Всего функционируют три КШК: сухопутных войск в г. Карлайл-Беррэкс (штат Пенсильвания); ВВС в г. Монтгомери (штат Алабама); ВМС в г. Ньюпорт (штат Род-Айленд). На этих курсах офицеры готовятся для использования на командных должностях в звене бригада-дивизия и соответствующих звеньях авиации и флота. Срок обучения — пять месяцев. После курсов следует обязательная служба на командно-штабных должностях в войсках, авиации и на кораблях.
Наиболее достойные кандидаты на высшие офицерские звания проходят подготовку в Университете национальной обороны (УНО) в Форт-Макнейр (штат Северная Каролина). Назначение офицера сухопутных войск или авиации на высокий командно-штабной пост в войсках или административный — в аппарате Пентагона возможно лишь при наличии диплома об окончании УНО. Интересно, что в университете проходят подготовку и гражданские специалисты. Здесь учились многие высшие государственные чиновники, сенаторы, дипломаты, руководители спецслужб.
УНО объединяет четыре высших военных колледжа, Институт национальных стратегических исследований и Центр изучения глобальных проблем обороны, подчиняющийся непосредственно Пентагону. В Центре нет учебных программ, он занимается научными разработками в области военной политики и стратегии.
В Национальном военном колледже готовят офицеров и сотрудников федеральных административных органов по вопросам национальной безопасности и военной стратегии. Выпускникам колледжа присуждается степень магистра, а в отдельных случаях — доктора наук.
Объединенный командно-штабной колледж специализируется на комплексном планировании военных операций, оптимизации сил и средств для ведения боевых действий крупными подразделениями войск и мобилизационных мероприятий.
В военно-промышленном колледже изучаются вопросы планирования и управления ресурсами, определяющими военную мощь государства в мирное и военное время. Выпускникам присваиваются степени магистра и доктора наук в области стратегии национальных оборонных ресурсов.
Колледж управления информационными средствами готовит военных и гражданских специалистов по управлению наиболее передовыми информационными технологиями и применению государственных информационных ресурсов для реализации стратегии государственной безопасности США.
Еще более престижным является Военно-морской университет в Монтерее (штат Калифорния). Его официальное наименование «Школа военно-морской адъюнктуры». Здесь морской офицер может стать и магистром, и доктором наук. «Школой» вуз зовется по традиции: так его назвали в 1909 г. Основные программы университета рассчитаны не только на работу его выпускников в роли командиров крупных соединений ВМС и морской пехоты, но и руководителями важных отраслей военной науки. В этом университете изучается то, чего нет в других вузах Америки.
При такой подготовке армейский или морской офицер при выходе в отставку после 20–25 лет службы имеет все шансы продолжить свою карьеру в гражданских отраслях. Хотя он обеспечен весьма приличной пенсией и другими видами социального обеспечения. Вот и получается, что в американскую армию и флот идут не от отчаяния, а вполне сознательно — за знаниями, квалификацией и последующей карьерой. Поэтому неудивительно, что в ней служат достаточно состоятельные и образованные люди, которым можно доверить защиту страны и все более сложную боевую технику.
Выпуск газеты №:
№174, (2008)Section
Панорама «Дня»