Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

Врачам «Скорой помощи», помимо исполнения своих прямых обязанностей, приходится быть и блюстителями порядка, и психологами
01 февраля, 00:00

Помощь может быть врачебной или неврачебной, квалифицированной или специализированной, но самое главное, чтобы она не была последней — таков девиз врачей «Скорой помощи». Но, правда, в народе бытует мнение, что тот, кто работает на 03, не может до конца прочувствовать пациента и войти в его положение. К примеру, зачем у больного, который звонит и жалуется на острую боль в области сердца, долго и нудно выпытывать, как именно у него болит, было ли подобное у него раньше, и что сказал участковый врач. И почему, когда решающую роль играет каждая минута, бригада совсем не спешит оказать скорую медицинскую помощь. На эти вопросы без труда можно ответить, если повнимательнее присмотреться к нюансам работы «скорой». Ведь уточнять медицинские подробности нужно для того, чтобы определиться, какая именно бригада поедет на тот или иной вызов, а неспешный приезд «скорой помощи» легко объясняется нынешними реалиями, порой не похожими на жизнь их коллег из сериала.

На Первой подстанции «скорой помощи» днем работает девять бригад, из которых две специализированных — травматологическая, или, как их еще называют, «шоки» и СТЭБ (специализированная тромбоэмбологическая бригада), или проще — кардиологическая. Поскольку дефицит врачей на «скорой» стал уже нормальным явлением, очень часто бригады формируются в зависимости от тяжести случая — к примеру, два фельдшера и санитар или фельдшер и два санитара. Зато теперь не возникает трудностей с медикаментами, в отличие от недавнего времени, когда основным вооружением врачей «скорой» был анальгин, а о том, чтобы дома сделать больному кардиограмму, не могло быть и речи. Сейчас после того как вызов поступает в центральную диспетчерскую, он передается на подстанцию, которая обслуживает конкретный район. Уже там и решают, какая именно бригада поедет на этот вызов.

В «горячие» дни случается, что, начав свою работу в девять часов утра, бригады не заезжают на станцию аж до пяти вечера, при этом не поев и не отдохнув. Работники станции с опытом уже могут делать свои прогнозы на предстоящий день. Например, в выходные и праздники обычно затишье, но зато в будни — что угодно: и ДТП, и пожары, и сердечные приступы, и травмы. Существуют также сезонные тенденции: летом — отравления, а зимой наступает «час пик» для травматологов, особенно в последнее время, поскольку новая плитка в городе прибавила им немало работы. Постоянные клиенты «шоков» еще и пьяные бомжи, которые воспринимают приезд «скорой помощи» как покушение на личную свободу, что, соответственно, вызывает у них не совсем адекватные действия по отношению к людям в белых халатах. Врачи рассказывают, что незадолго до Нового года в схватке с представителем свободолюбивой братии одному из санитаров бомж сломал палец, а про синяки и ссадины здесь уже и не говорят.

Частенько, особенно пожилые люди, набирают 03 как телефон доверия и приглашают бригаду просто для того, чтобы пообщаться. Другими словами, врач «Скорой помощи» в украинском понимании довольно полифункционален — он и блюститель порядка, и воспитатель, и психолог. Вознаграждение же за это совсем невелико. К примеру, ставка врача колеблется в пределах 160 гривен, несколько поддерживают материальное состояние врачей и фельдшеров «ночные», «колесочные» и категория. Хотя в основном работать здесь стремятся на полторы или даже на две ставки, так, на Первой подстанции несколько бригад дежурят по двое суток без перерыва. Само же помещение, мягко говоря, оставляет желать лучшего: комнаты для отдыха практически не оборудованы, интерьер в лучших традициях совдеповских времен, а столовая может предложить в своем меню лишь чай. Во дворике машинам трудно развернуться, поскольку он оккупирован иномарками приезжающих на консультацию в клинику для похудения, расположившуюся здесь. Водители «скорых», которым приходится самостоятельно на морозе мыть машины, являются, похоже, самой уязвимой категорией из тех, кто здесь работает. Ведь нередко, спеша на вызов, они игнорируют красный свет светофора, а значит, и дорожные приключения для них не редкость. Сейчас на подстанции обсуждают последствия одного из таких происшествий. Владелец новенького джипа запросил у водителя «скорой помощи» компенсацию за моральный и материальный ущерб в 15 тысяч долларов.

Но, естественно, воспринимать будни «Скорой помощи» в таких пессимистических тонах не следует, поскольку свои радости и отдушины у них, как и у всех, имеются. Очень часто они вспоминают забавные случаи, которые приключились на работе с ними или с их коллегами. Кроме этого, существуют и профессиональные байки, о которых уже никто наверняка не скажет, правда это или вымысел. Одна из них напоминает французский фильм «Невезучие». Молодой человек чистил на кухне картошку, и в этот момент туда забежал котенок. Испугавшись его неожиданного появления, молодой человек упал и ударился головой об батарею. Когда приехала «скорая» и он рассказал врачам о своих злоключениях, они так смеялись, что уронили его с носилок, в результате чего он вдобавок сломал ногу. Второй случай приключился уже непосредственно с врачами Первой подстанции, когда они вместе с пожарными приехали в квартиру, где, по классическому сценарию, не потушили окурок сигареты. К ним вышел хозяин квартиры и, гордо подняв голову, сказал, что интервью он сегодня давать не будет.

На Первой подстанции есть своя всеми любимая служба безопасности — это баба Маша, как здесь ее называют, и собака Но-шпа. Но-шпа уже успела прославить всю подстанцию своей неустрашимостью и грозным отношением к чужим. Недавно врачи подстанции сделали ей сложную гинекологическую операцию, и поэтому сейчас она несколько отстранена от работы и находится на реабилитации. Раньше функции Но-шпы выполнял грозный рыжий пес Валидол, но собачий век невелик, и с его обязанностями уже много лет с успехом справляется Но-шпа. Вообще о своей истории врачи рассказывают очень охотно и с воодушевлением. На территории подстанции есть даже свой Музей скорой помощи, которым они очень гордятся. Ведь в июне этого года «Скорая помощь» отметит свой сотый юбилей. Так, в 1902 году по инициативе общества киевских врачей открылась станция, которую назвали спасательной. В ее распоряжении тогда было три лошади с каретами, 8 дежурных врачей и семь санитаров. А сейчас в Киеве имеются 16 подстанций и 121 бригада. Несмотря на постоянное эмоциональное напряжение, риск, и, чего там греха таить, зачастую неблагодарность сограждан, они очень любят свою работу, некоторые из них работают здесь аж с 1970 года. «Наша профессия — самая благородная, потому что мы спасаем человеческую жизнь», — говорят они.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать