Перейти к основному содержанию

Старт, фальстарт или финиш?

О перспективах коалиции и теневого правительства
14 апреля, 19:02

Итак, БЮТ, «Наша Украина» и СПУ вышли на старт по созданию демократической коалиции. В четверг вечером был подписан первый документ о будущем сотрудничестве в парламенте трех сила и лидеры радостно продемонстрировали журналистам свои экземпляры протокола (на фото). А представители указанных политических сил поспешили в телестудии обсуждать будущее коалиции, а заодно и перспективы оппозиции, в которую автоматически попала Партия регионов.

И вот в прямом эфире ток-шоу Анны Безулик на «1+1», «регионал» Евгений Кушнарев и руководитель юрдепартамента «Нашей Украины» Роман Зварич высказали мнение о целесообразности создания в Украине так называемого теневого Кабмина. «Необходимо ввести в действующее законодательство такой механизм, который называется теневой Кабинет, для того, чтобы он имел полный доступ к той информации, которой владеет министр», — предложил Зварич. Он добавил, что это так называемое теневое правительство смогло бы разрабатывать и предлагать органам власти альтернативные решения проблем. В свою очередь, Кушнарев сказал, что согласен со Зваричем в части необходимости создания так называемого «теневого» или «альтернативного» Кабмина. Кроме того, Кушнарев подчеркнул, что в Украине до сих пор нет нормативной базы, регулирующей деятельность оппозиции, поэтому в первую очередь нужно принять закон об оппозиции.

А поутру, как говорится в известной песне, «они проснулись». И на заседании политсовета блока «Наша Украина» вдруг выяснилось, что «нашеукраинцы» не поняли, что именно подписали. В частности, речь на политсовете шла о том, что в четверг к протоколу был приобщен пункт №6, в котором указано, что «соглашение о коалиции готовится на основе принципов, предусмотренных в проекте меморандума о создании коалиции демократических сил». Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» член президиума НСНУ Павел Жебривский, есть три меморандума, однако ни один из них не был подписан. «Из-за этого ссылка на меморандум, непонятно какой, который на самом деле не является легитимным, непонятна членам президиума», — сказал Жебривский. В то же время в БЮТ уверены, что речь идет именно о том меморандуме, который ранее был предложен их политической силой. А этот документ предусматривает, что премьера предлагает та политсила в составе коалиции, которая набирает наибольшее количество голосов на выборах (соответственно БЮТ, а значит речь идет о кандидатуре Юлии Тимошенко на пост премьера). «Нашеукраинцев», ясное дело, такой вариант не устраивает, и политсовет блока предложил партиям, входящим в его состав, до вторника вынести решение своих руководящих органов о подписанном протоколе и, в частности, о пункте №6. А для этого сразу же нашли в подписанном документе нужную оговорку: «Нужно отдать должное нашим переговорщикам: Роман Бессмертный и Роман Зварич поступили абсолютно правильно, мудро, что они взяли тайм- аут, написав, что протокол полностью вступает в силу после одобрения высшими органами партии. Они вынесли этот проблемный вопрос на президиум, и президиум таким образом принял решение», — сказал П. Жебривский.

Все это может означать только одно: подписанный протокол вполне могут объявить фальстартом. «День» поинтересовался у экспертов-политологов их мнением насчет будущего оранжевой коалиции, а заодно и о целесообразности создания «теневого правительства».

«Это попытка воссоздать то, что однажды уже скомпрометировало себя»

Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Я бы назвал то, что произошло в четверг вечером, политической помолвкой, после которой начинается подготовка к браку. А вот проверка на дееспособность новой коалиции произойдет во время голосования по кандидатуре премьера и по составу правительства. Именно в этот момент мы убедимся, действительно ли коалиция представляет собой единое целое. Кстати, во время подписания соглашения о коалиции возможны сюрпризы, поскольку подписывать будут не только лидеры партий и блоков, но и народные депутаты, члены фракций, вошедшие в коалицию. И ни для кого не секрет, что здесь главный проблемный момент — отношение к кандидатуре Юлии Тимошенко на пост премьера. Именно от количества и консолидированости внутренней оппозиции в самой коалиции будет зависеть, станет ли Юлия Тимошенко премьером. При этом хочу отметить, что вот эта внутренняя оппозиция есть не только в «Нашей Украине», но и в рядах Соцпартии. И, судя по многим косвенным признакам, по слухам, которые ходят в кулуарах, социалисты, подписывая соглашение с БЮТ и «Нашей Украиной», параллельно ведут переговоры и с Партией регионов.

Что касается стабильности и «живучести» этой коалиции, то сейчас, какая бы коалиция не была, она должна пройти некий испытательный срок, некий период адаптации на взаимное сосуществование. Я не случайно сравнил коалицию с браком. Молодожены должны прожить хотя бы год, чтобы пройти проверку на совместимость, чтобы понять, смогут ли они сосуществовать или нет. Это касается не только нынешних участников коалиции демократических сил. Если, допустим, будет создаваться коалиция вокруг Партии регионов, точно такое же испытание предстоит и ей.

Поэтому в любом случае, я думаю, уже осенью, во время бюджетного процесса, мы увидим, насколько стабильной будет эта коалиция. Если она переживет первый «семейный кризис», тогда у нее есть некоторые перспективы, если же она прекратит свое существование уже осенью, тогда придется либо менять правительство, либо, скорее всего, будет создана новая коалиция.

И, наконец, еще одно важное обстоятельство. Я бы все-таки не концентрировал внимание на одной Ю. Тимошенко. Я считаю, это большая ошибка и большая иллюзия полагать, что если Ю. Тимошенко станет премьером, то это будет ее правительство. Я бы все-таки назвал это правительство коалиционным. И «Наша Украина», и социалисты будут ставить некоторые ограничения. Само соглашение коалиции, его программная и организационная основа тоже будут серьезными ограничениями в деятельности Ю. Тимошенко. Поэтому она не будет монопольным владельцем исполнительной власти.

Кость БОНДАРЕНКО , политолог:

— У нас все разговоры о коалиции ведутся еще до образования и парламентского большинства, и парламента вообще. Это, всего лишь, — предварительные переговоры, и подписанный документ может расцениваться лишь как декларация о намерениях. Как сказал мне в частной беседе один из активных участников коалиции, пока что, кажется, одна только Юлия Владимировна верит, что она реально будет премьером и что коалиция состоится.

Еще один важный момент: эта коалиция не дает ответа на главный вопрос украинской политики — вопрос единства Украины, единства Востока и Запада страны. Игнорирование Востока просто недопустимо, оно углубит раскол, который существует с 2004 года. А в этой коалиции все идет к реставрации тех начинаний, которые мы наблюдали в начале 2005 года. Сам ход событий 2005 года показал, что, наверное, в той коалиции что-то было не так, необходимо каким-то образом что-то менять. У нас не меняется ничего, а пытаются воссоздать то, что уже скомпрометировало себя однажды. Поэтому я думаю, что вокруг коалиции будет еще много споров, внутри коалиции существует достаточно много амбиций и противоречий. И я думаю, что эти противоречия могут привести к тому, что коалиция может быть или краткосрочной, или она распадется, не состоявшись.

«Игра в теневое правительство очень опасна»

Вадим КАРАСЕВ , директор Института глобальных стратегий:

— Я считаю, что для оппозиции вообще не нужно придумывать никаких законов. Если в стране нормальная демократическая процедура и действуют институты парламентской демократии, свобода слова, независимость СМИ, политический плюрализм и конкуренция, тогда оппозиция будет действовать в рамках полновесной демократической системы и не нужно для нее придумывать никаких законодательных привилегий. Более того, такой закон может даже ограничивать оппозицию.

Теневые правительства характерны для британского варианта, где есть двухпартийная система и известно, что именно эта партия, которая сегодня находится в статусе теневой оппозиции, завтра придет к власти. Поэтому с ней свободно делятся информацией, ее подпитывают и т.п.

В Украине такая схема, хотя и интересна с точки зрения интегрирования Партии регионов и самого Донецкого региона в общенациональную политическую систему, но трудно реализуема, поскольку будущая коалиция не однопартийная, а трехпартийная. В ней будет достаточно своих серьезных внутренних противоречий. Привлечение как бы четвертого, как бы коалиционера, хоть и теневого, может только усугубить идейные и персональные противоречия в парламентской коалиции.

Так что я бы это рассматривал не как какое-то новое слово в юриспруденции и в политологии, а как механизм «сдержек и противовесов» для своих коалиционных партнеров со стороны «Нашей Украины». Ведь тогда можно будет использовать аргумент «теневого двойника» в лице Партии регионов, чтобы влиять на политику внутри коалиции, ограничивая одних, стимулируя третьих. Учитывая то, что, скорее всего, премьер-министром в рамках «оранжевой» коалиции станет Юлия Тимошенко, то ставка на привлечение теневого кабинета, скорее всего, будет направлена на сдерживание политики премьера.

Виктор НЕБОЖЕНКО , политолог:

— Тезис о создании теневого правительства очень опасен для страны. Когда в 1998 году я был консультантом у Юлии Тимошенко и предложил ей идею с созданием теневого правительства, это была форма политического пиара и форма стягивания оппозиционных сил против действующей власти. Все четко. А сейчас играть в теневое правительство, при том, что у нас страна расколота на региональные сектора, очень опасно. Зварич сядет на самолет и улетит, а нам в этой стране жить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать