Сто дней «PR-а»
Наверно, такая чувствительная нация, как украинцы, нуждается в Герое. Желательно, не в отставке, а освященного светом власти, потому что тем, кто этого Героя желает, жизнь не представляется прогулкой по цветущему лугу, и они наверняка знают, что ничто не защищает лучше, чем власть. Желательно, чтобы Герой был красив и даже небеден, потому что те, кто ждет сказку, хотят забыть о своей нищете.
Желательно, чтобы Герой был из села, потому что те, кому неуютно в городе, помнят, где зарыта их пуповина, а те, кто воспитан мегаполисом, бредят неизведанной романтикой сельско- дачной идиллии и смачным суржиком. Желательно, чтобы этот Герой был мужественен, как Данко, и таинственен, как Штирлиц, недосягаем, как Галатея, остроумен, как Эней и фотогеничен, как Овод... Желательно вообще, чтобы Герой был. Сто дней назад принимал поздравления Герой для народа. Конечно, настоящий Герой всегда имеет врагов, мы даже обрадовались, что, шагая уверенной поступью, он топчет чьи- то поля и рынки. Ведь что нам до тех стяжателей с их олигархической арифметикой. Ведь мы понимаем, почему не любят нашего Героя, и любим его за это еще больше. Герой жил своей собственной жизнью, его имидж, точно по Пелевину, не отражал реальность, а модифицировал ее. А мы ждали подвига, вот сейчас, вот-вот он всем покажет...
Империалистам кто-то из врагов продал финансовую тайну Героя или просто так отдал, садист. Но осунувшийся и непреклонный Герой честно и пронзительно посмотрел Украины в глаза — вы поверили? Это было испытание, и мы его выдержали. Не дай Бог, Герой! 41 процент нас верит только тебе. Вот наше плечо, держись.
А когда империалисты навалились, Герой вдруг признал — было. Но один раз и быстро и, главное, для пользы Украины. А чтобы история не забыла, кто заставил разволноваться кредиторов, наш Герой мужественно назвал фамилию виновника и на всякий случай заметил, что к чужому подвигу не причастен. Может, в командировке был или болел, но точно — не знал. И нам бы обрадоваться: Герой наш невиновен, но что-то не сложилось. Если бы он сам и сразу все сказал...
А может, завтра скажет. О том, чего раньше не знал. Или о тех, кто знал.
Мы были снисходительны к Герою, но нас подвела этика. Не панукраинская, а обычная, такая невзрачная, негеройская... Герой наш стал таким как все, то есть пригодным именно для этой жизни: немного говорит неправду, немного жалеет, немного хнычет и много говорит. Может, он другим и не был? А мы опять не там искали своего Героя?
Сто дней председательствования Виктора Ющенко не переросли во всенародный праздник. Козыри, которыми правительство подводит итог своего первого юбилея, не очень многочисленны, а дружеские речи не слишком убедительны. В то же время и политические сторонники премьера, и его политические, мягко скажем, оппоненты, говорят о правительстве фразами, где чередуются похвала и упреки. Все как будто чего-то ждут, как раненый гладиатор ждет решения толпы: помиловать или казнить? Но подсказки нет. Поражения и победы ста дней правительства — в оценках собеседников «Дня».
Владимир ПОЛОХАЛО, политолог:
— Можно совершить ошибку, если говорить механически о достижениях ста дней и не видеть, в каком контексте находится правительство, что оно унаследовало и на что оно может опираться. Речь идет о его априори потенциальных экономических и политических ресурсах. В этом смысле нужно говорить о динамике политических процессов, сложившейся после выборов, об уровне гражданского общества, которого в Украине практически нет, об определенных социальных связях. И вот тут, я думаю, исполнительная власть в лице администрации Президента, получившая карт- бланш осенью прошлого года, сама теряет контроль над решением фундаментальных общественных проблем. А демократических институтов либо не хватает, либо они имеют формальный характер. Можно говорить, что в Украине есть демократия, но это формальная демократия, которая к тому же является демократией для политического класса политических бизнес-групп. Итак, правительство Ющенко пришло в условиях глубокого экономического кризиса, в условиях проявления социальной несправедливости, в условиях, когда еще не до конца осознаны последствия деятельности тех, кого мы называем олигархическими элитами.
Сегодня в Украине существуют два сектора экономики. Один находится в теневом пространстве, его основу составляют неформальные согласования, которые непрозрачны для общества, именно в этом секторе происходит неформальная конвертация административных ресурсов в финансовые потоки. Представляющие этот сектор экономики не нуждаются в нормальной рыночной среде и одинаковых правилах игры для всех, о чем декларативно заявило правительство, потому что такие правила являются риском для их бизнеса. Я назвал бы представителей этого сектора ортодоксальными предпринимателями, к ним относятся и новые бизнесмены, и старый директорат, и представители высшей управленческой верхушки. И для них всех сохранение статус-кво, сохранение той системной деградации, в которой находится Украина, это самый благоприятный климат для дальнейшего успеха.
В этих условиях реально изменить модель отношений в экономике, принять правила для всех почти невозможно. Это фантастическая задача. Тут нужна такая политическая воля! Даже концентрированная политическая воля нескольких европейских стран не может преодолеть такую тенденцию!
Представители другого сектора экономики заинтересованы в реальной рыночной среде и правилах для всех. В этом секторе находятся, в том числе, средние и часть крупных предприятий. Возможно, этого не понимает правительство Ющенко, но его социальный ресурс, его поддержка — это именно средний класс, и, к сожалению, тут я могу упрекнуть, что в эти сто дней практически ничего реального не сделано для того, чтобы заложить основы для развития малого частного бизнеса, чтобы сломать систему регулирования производственно-коммерческой деятельности, препятствующей его развитию. А это не дает сформироваться среднему классу, который, собственно, и снижает для правительства риск быть халифом на час.
Не поняло правительство за сто дней и того, что в Украине растут аппетиты региональных бюрократически-управленческих и управленческих элит. Эти элиты реально влияют на политический процесс. Они в значительной степени обеспечили власти победу на выборах, и Ющенко еще не установил с ними контакт, потому что правила игры для всех, прозрачная бюджетная политика и тому подобное задевают и интересы региональных элит.
Сегодня много критики правительства, но она неискренняя, она обусловлена отчаянными попытками сохранить статус-кво в устоявшихся тенденциях, характеризующих Украину как далекую от действительно демократического вектора развития. Мы сегодня не видим в Украине реальных ресурсов, которые являются толчком к реальным изменениям. И, к сожалению, само общество сегодня не нуждается в этих изменениях, не нуждается в реализации деклараций, провозглашенных Виктором Ющенко. А все произошедшее на протяжении ста дней не только не сломало указанные мной тенденции, но и засвидетельствовало, что Украина не «запрограммирована» в пользу европейского выбора.
То, что правительству Ющенко за 100 дней не удалось и не могло удаться изменить динамику и логику общественно-экономического процесса, это объективно. Становится чем дальше, тем очевиднее, что и на уровне нынешних политических элит уже сформированы выразительные стандарты политического поведения и культуры, которые сводят на нет даже спорадические благородные намерения Ющенко и отдельных лиц привнести в политический процесс действительно иные европейские схемы.
На следующих выборах будут выступать те игроки, для которых Ющенко является сегодня серьезным конкурентом. И я предвижу объективное фиаско премьера, если только он не приспособится к тем отрицательным тенденциям, о которых шла речь.
Депутат ВР Алексей КУЧЕРЕНКО («Возрождение регионов»):
— Первый несомненный успех правительства — это реструктуризация на внешнем долговом рынке задолженности по иностранным кредитам. Во внутренней политике Украины успешным было утверждение бюджета. Но хотел бы объективно сказать, что сложившаяся тогда политическая ситуация была очень на руку правительству, ведь для парламентского большинства эта ситуация была первым проявлением консолидирующих возможностей. Тем не менее авторитет Ющенко, безусловно, сыграл свою роль.
Но я бы все-таки не согласился с попытками правительства выдать за свои достижения рост производства. Это очень инерционный процесс. Я не сказал бы также, что это результаты продуманных действий прошлого Кабмина. Так сложилась ситуация: благоприятно развернулись внешние рынки, наметилась финансовая стабилизация. Рост промышленного и внутреннего валового продукта и улучшение показателя рентабельности наших промышленных предприятий, в основном происходит за счет топливно-энергетического комплекса. То есть идет, в основном, перераспределение продукта. Поэтому, к сожалению, эти признаки роста ненадолго.
Приходится констатировать, что нет четкой концепции реформирования рынка энергетики, хотя вот уже три месяца мы слышим декларации, что вот-вот концепция появится. Правительство, безусловно, имеет право на нормальные, обоснованные эксперименты и реформы, ведь то, что сейчас есть в ТЭКе, не работает. Но необходимо понимать, что здесь не достаточно усилий только экономистов и специалистов, здесь надо понимать, где политический и экономический базис реформирования отношений в ТЭКе. По моему мнению, силенок у правительства реформировать серьезно отношения в этой отрасли не хватит, потому что оно не опирается на серьезный политический базис.
Безусловный негатив — это скандал, касающийся МВФ. Думаю, что он носит заказной характер: противники правительства выдержали недолгую паузу.
Потенциал отдельно взятых членов правительства Ющенко достаточно высок, но, к сожалению, не произошло за эти сто дней сложения или приумножения этого капитала. Наоборот, налицо противоречия, которым позволено было выплеснуться за пределы внутренней кухни правительства. Это, на мой взгляд, недопустимо. Поэтому диалог с администрацией Президента, с парламентом должен вести один человек — премьер- министр. И он должен предпринять серьезные попытки, чтобы консолидировать команду: прежде всего, я имею в виду первого вице-премьера, вице- премьеров по ТЭКу и по экономике. Невооруженным взглядом видны серьезные противоречия и отсутствие единого подхода. Если удастся Ющенко это сделать, то потенциал правительства станет реальным. А так он останется только в титуле: молодое, реформаторское и перспективное.
Депутат ВР Константин СЫТНИК (партия «Собор»):
— Наша партия и я лично поддерживаю действия Ющенко как премьера, более того, я связываю его деятельность с последним шансом Украины преодолеть кризис. При этом я не могу не видеть, что каких-либо чрезвычайных событий за эти 100 дней не произошло. Но нужно учитывать, что уж очень запущенное хозяйство перешло в руки Ющенко. При этом все- таки можем говорить и о достижениях. Самая объективная оценка — рейтинг премьера, самый высокий среди государственных деятелей. Возможно, в этой цифре заложена не только оценка достоинств Виктора Андреевича, но и разочарование только что избранной властью, а возможно, люди признают и то, что премьер до сих пор не сделал ни одной серьезной ошибки. Единственную критику может вызывать его кадровая политика.
Думаю, более активные правительственные действия придутся на период после принятия программы, которая уже сейчас доработана парламентом и вполне заслуживает поддержки народных депутатов. Поэтому надеюсь, что правительству удастся проработать хотя бы год. Иначе Ющенко как политику не останется выбора: либо он пойдет в оппозицию, либо уйдет из большой политики.
Так, не все можно сделать за 100 дней, но этот период был использован правительством для задела на будущее — внесено много проектов документов, опять же произошел хоть и незначительный, но рост производства, стабильно держится гривня. Огромная заслуга Ющенко в том, что реструктуризированы долги по государственным облигациям. Все это порождает надежду, но произойдет страшный провал, просто катастрофа, если и на этот раз надежду похоронят. Поэтому, на мой взгляд, нужно, чтобы правительство в реформах сконцентрировало усилия на решении трех основных проблем — развитии сельского хозяйства, наведении порядка в энергетике и, что мне как ученому представляется важным, придании толчка для развития науки и высоких технологий.
Очень показательно, на мой взгляд и то, что правительство заговорило на украинском языке, хотя многие люди считают это пустяками. К тому же это едва ли не первое украинское правительство, работающее публично: мы знаем, что и как оно делает. Единственный недостаток разве что в том, что нужно более четко организовываться, внедрить хорошую, твердую, умную организацию труда, потому что дел много, а правительству так и не удалось выработать последовательность, например, в разработке проектов законов, умение настоять на немедленном принятии самых нужных из них.
Но главным для кабинета Ющенко остается работа над реальным, видимым улучшением жизни людей. На удержании доверия к себе конкретными делами. Это главный урок из ста дней.
ЦИТАТА «Дня»
Премьер-министр Украины Виктор Ющенко: «Это правительство и вся команда не напишет второй программы. Мы продекларировали свои позиции и цели, строящиеся на послании Президента Украины в парламент. Эти позиции не являются предметом торгов или комментариев» (31.03.2000, Всеукраинский семинар представителей региональных СМИ).