Стоп-кадр
Сегодня — День украинского кино![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040910/4162-1-2.jpg)
В бывшем СССР на всех кинематографистов был один праздник — 27 августа отмечался День советского кино. Когда же последнее приказало долго жить — и из-за распада Союза, и из-за тотального развала кинематографа, в Украине появился свой праздник, приуроченный ко дню рождения Александра Довженко. Что и естественно, и правильно. Ведь Александр Петрович — наше кинематографическое все. И не только славное прошлое. Иные его картины, не смотря на то, что кино — искусство, как никакое другое, подвластное «старению», и сегодня смотрятся откровением. К тому же имя Александр Довженко стало неким символом нового национального кинематографа, который тогда все были полны надежд и решимости создать. Но оказалось, что решимость в ситуации полной свободы и полного безденежья быстро иссякает. Что надежды — на государство, которое даст денег, и частных инвесторов — не оправдываются. А если оправдываются, то как-то неправильно. Никто почему-то не приносит творцам денег и не просит самовыразиться. Если деньги и дают, то ставят жесткие условия: это должны смотреть. И прокатчики, которые постепенно становятся на ноги, твердят то же. И телекомпании, научившиеся снимать сериалы и недвусмысленно заглядывающиеся на большое кино, выставляют свои условия: никаких творческих метаний, все в рамках бюджета и четкого технологического процесса. А чиновники от культуры жалуются, что молодые режиссеры еще не научились снимать подобное кино, которое и на фестивале не стыдно показать и кассу в кинотеатре соберет, а старшее поколение уже не может его снимать. Многие же кинематографисты среднего поколения за время малокартинья просто ушли из профессии. Вот и получается, что три-четыре полнометражных фильма в год считается у нас прекрасным показателем, независимо от художественных достоинств этих картин. В общем, непразднично как-то получается.
Хотя праздник будет. Собственно, он уже начался на столичной студии им. А.Довженко. И 110-летний юбилей мы, похоже, отметим весьма достойно. И будет показан проект «Любовь — это...», в котором представлены работы молодых режиссеров. Многие из них мне удалось посмотреть. Шедевров среди них нет (на это никто, признаться, и не рассчитывал), зато смело, озорно и очень обнадеживающе. И сегодня много говорят о планах, не эпохальных, а скромных, но весьма конкретных. Чем не повод для оптимизма? А значит — для праздника. Разделяют ли эту точку зрения сами кинематографисты, которых мы поздравляем сегодня с их днем, «День» попытался выяснить. Что вы будете праздновать в этот день?
Роман БАЛАЯН , режиссер:
— Праздновать ничего не буду. Я считаю этот день всего лишь печальным напоминанием о хорошем прошлом, когда снималось много фильмов. А свой творческий путь в кино я могу вспомнить в любой другой день.
Людмила ГОРДЕЛАДЗЕ , директор кинотеатра «Жовтень»:
— Мы подошли к этой дате со своим подарком — открыли «стену» кинозрительской любви, на которой разместили фотографии украинских артистов. Около входа у нас расположился стенд, посвященный творчеству Александра Довженко. А для меня лично эта дата ничего хорошего не символизирует. Год назад в этот день мы узнали о поползновении на помещение кинотеатра «Жовтень» со стороны киевской городской власти. Тогда был подписан документ о передаче кинотеатра киевскому Дворцу ветеранов. И с этого дня мы начали борьбу против желающих уничтожить «Жовтень».
А в этом году мы находимся в аналогичном ожидании неприятностей, поскольку неделю назад одна из газет опубликовала материал, где говорилось, что все кинотеатры Киева, за исключением пяти-шести, будут приватизированы. Нашего среди тех, которые оставят в коммунальной собственности, к сожалению, нет. Вот такие страхи и ужасы наводит на нас киевская городская власть в День украинского кино.
Владимир ХМЕЛЬНИЦКИЙ , режиссер:
— Я, честно говоря, не знаю, что тут праздновать. Дело в том, что сегодня в Украине, когда мы говорим слово «кино», я знаю только две студии, которые еще занимаются кинематографом. Это студия «Контакт», где недавно произошла страшная потеря: ушла из жизни Лариса Зиновьевна Роднянская — идеолог и директор в одном лице. Я очень скорблю, что она ушла, хотя верю, что эта студия все равно будет работать, потому что Александр Роднянский продолжит дело матери, ведь он сам — прекрасный документалист. Действительно, студия «Контакт» работала все последние годы, и если говорить о Дне кино, то она имеет к этому празднику прямое отношение. К нему причастна и студия «Кинематографист» при Союзе кинематографистов. Вот пожалуй, и все. Потому что когда я смотрю на «Киевнаучфильм», то мне это напоминает заброшенную цитадель, откуда и люди ушли, и оружие унесли. Хочется искренне пожелать, чтобы чиновники все-таки думали о том, что пища для людей — это не только хлеб или мясо, а прежде всего — культура. Мы не даем того, что должны были давать, нашим детям, а у них, в свою очередь, «зарастают» извилины.
Лесь САНИН , режиссер:
— Я буду праздновать этот день на вручении Государственной премии киногруппе фильма «Мамай». Но на самом деле праздновать нечего. Сейчас государство отвернулось от культуры кинематографии. Уже дошло до того, что в Украине некому снимать и нечем снимать. Практически полностью утерян контакт со зрителем и уничтожена хорошая киношкола, которая существовала. Сегодня следует все начинать с нуля. Я думаю, что следует начинать праздновать День рождения украинского кино с мыслью, как его возродить. Потому что сегодня мы превращаемся в «банановую республику» культуры кинематографии. Мы становимся просто базой для съемок фильмов для чужеземных кинематографий и рынком, из которого они «выкачивают» средства для своей индустрии. Наша же индустрия стоит на месте и не работает. Если в ближайшее время не будут сделаны какие-то движения относительно принятия законов в сфере культуры, меценатства, не будет создана качественная продюсерская система Украины, которая сможет работать и конкурировать, во всяком случае с соседними кинематоргафиями, то термин «украинское кино» станет музейным словом. А мы будем вспоминать все в прошлом, и каждый год отмечать праздник Александра Петровича Довженко, Сергея Параджанова, Юрия Герасимовича Ильенка, Николая Павловича Мащенко.
Думаю, что следует занимать агрессивную политику (в хорошем понимании этого слова) по поводу продвижения собственной продукции. Художники к этому уже готовы.
Николай МАЗЯР , директор департамента по вопросам кинематографии Министерства культуры и искусств Украины:
— Ко Дню украинского кино у нас запланирована очень большая программа праздничных мероприятий. В этот день в Сосницах состоятся торжества, посвященные 110 й годовщине со днярождения Александра Довженко и Дню украинского кино. Гости праздника посетят музей и дом- усадьбу режиссера, там состоится вручение премии Довженко съемочной группе фильма «Мамай» и другие торжества. В пятницу (вчера. — Ред. ) на киностудии им. А. Довженко состоится большой праздник, на котором будет презентован Фонд помощи кинематографистам. В этот же день в Доме кино состоится научно-практическая конференция «Довженко и мировая культура», на которую приедут гости из-за границы. А в воскресение, в 17 часов, в «красном» зале Дома кино состоится презентация молодежного цикла фильмов-дебютов «Любовь — это...». Это тринадцать фильмов, отснятых в этом году молодыми кинематографистами-дебютантами. Добавлю, что в эти дни по всей Украине проходят акции, посвященные 110-й годовщине со дня рождения Александра Довженко и Дню украинского кино. Министерство культуры и искусств вновь оттиражировало копии фильмов Довженко и бесплатно предоставило их всем телеканалам для показа. Кроме того, в ближайшее время планируется отреставрировать и перевести все фильмы Александра Довженко на цифровые носители, чтобы сделать их вечными. Будет выпущен специальный сборник DVD-дисков, куда войдут все фильмы Довженко, кроме первого, который утерян навсегда.
Олесь ЯНЧУК , режиссер:
— Я буду праздновать в этот день премьеру своего последнего фильма «Залізна сотня» в Черновцах. Этот фильм на кинофестивале в Ялте получил первый специальный приз, а на фестивале в Бердянске взял три награды: за лучшую режиссуру, операторскую работу, а также — приз за сохранение национальных традиций. Поэтому я все-таки буду праздновать День украинского кино, потому что на сегодняшний день я это кино все-таки снимаю. Мои пожелания, чтобы отечественных фильмов было больше, а для этого нам нужна серьезная государственная поддержка.
Сергей ТРЫМБАЧ , кинокритик:
— День украинского кино для меня лично — это день веры в наше отечественное кино, нашу отечественную культуру. Это большой праздник и хочется, чтобы в этот день была святость. Для меня кино и культура в целом — понятия святые. А слово «свято» все-таки связано со святостью. В этот день я немножко больше, чем в другие дни, верю и в самого себя — в свои возможности что-то добавить к тому, что делается сегодня в кинематографическом пространстве. Мне кажется, что нам всем вместе и каждому отдельно сегодня не хватает веры в себя. Но я чувствую, что сейчас в кино появляются слабые импульсы перемен к лучшему. Поэтому в этот день хочется верить, что это уже началась новая, более светлая и более праздничная полоса в нашем кинематографе.
Выпуск газеты №:
№162, (2004)Section
Панорама «Дня»