Стороны договорились... договариваться

Переговоры поставили больше вопросов, чем дали ответов., а посему переговорный газовый марафон легко переступает последнюю осеннюю черту и дальше покатится уже по снегам и морозам, что автоматически и очень резко меняет потенциал бегунов... К 30 ноября, когда в Минске состоится встреча глав правительств СНГ, эксперты подготовят проекты соответствующих документов, а до 15 декабря стороны, по словам М.Касьянова, должны подписать документы, закрепляющие достигнутые договоренности, которые прежде всего касаются несанкционированного отбора Украиной российского газа и его реэкспорта. Поэтому прогнозы не слишком оптимистичны для Украины.
Беспрецедентное давление, оказанное в подмосковной резиденции на Украину, во многом достигло своей цели именно потому, что ему подверглось слабое во многих вопросах украинское правительство. Не поэтому ли на сегодня «главное достижение» переговоров заключается в том, что украинская сторона заверила Россию: Киев предпримет все необходимые меры для недопущения экспорта газа с территории Украины и несанкционированных его отборов. Между тем президент Украины Леонид Кучма несколько месяцев тому своим Указом строжайшим образом запретил несанкционированный отбор. И вопрос: «Почему тогда на переговорах в Москве опять всплыла эта проблема?» далеко не праздный. На этот раз, как считает М.Касьянов, украинское правительство будет использовать для выполнения данного слова в том числе и экономические методы, в частности, путем введения экспортной пошлины на газ до уровня, делающей его экспорт «непривлекательным».
В свою очередь Россия на словах обязалась обеспечить транзит через свою территорию туркменского газа в Украину.
В очень интересной трактовке обсуждалась возможность предоставления Украине дополнительных объемов газа сверх тех договоренностей и контрактов, которые будут заключены на будущий год. «Если у Украины возникнут потребности в большем объеме газа, мы осуществим дополнительные поставки, которые будут оформлены в виде госдолга», — сказал М.Касьянов. Другими словами, дальнейший несанкционированный отбор будет сразу же оформляться как государственный долг. И В.Ющенко с полным пониманием дела подчеркнул, что все эти договоренности направлены на решение ключевой проблемы двустороннего сотрудничества в газовой сфере, а именно — несанкционированного отбора российского газа, хотя и умолчал о том, по какой цене Украина согласилась санкционированно, но сверх договоренностей брать российский газ. Есть данные, что вместо называвшихся ранее $109 за тысячу кубометров газа Украина будет записывать на себя по $240., а при несвоевременных текущих проплатах — выплачивать, как считает «Интер», немыслимые 15% годовых...
Говоря о газовом балансе Украины на будущий год, В.Ющенко сообщил, что предположительно он будет покрываться на 30-32 млрд. кубометров газа за счет транзита российского газа, на 30 млрд. кубометров — за счет туркменского газа и на 18 млрд. кубометров — за счет собственной добычи.
Вторую ключевую проблему украинско-российских отношений — газовые долги — решить так и не удалось. Хотя Россия и предложила Украине восьмилетнюю рассрочку ее долгов за поставленный российский газ, М.Касьянов отметил, что окончательное решение по вопросу реструктуризации долгов Украины за поставленный Россией газ пока не найдено. По- видимому, В.Ющенко самостоятельно не отважился уступить России 51% украинской газотранспортной системы, а на меньший пакет не согласна российская сторона. Взамен восьмилетней реструктуризации долгов Украины потребовали контрольный пакет (51%) газотранспртной системы, пишет «КоммерсантЪ — дейли».
По словам М.Касьянова, по конкретной схеме и форме реструктуризации долга стороны имеют разные позиции. «Мы настаиваем на том, что этот долг должен быть оформлен в качестве государственного долга, Украина же видит другие формы оформления этого долга», — сказал премьер (Интерфакс- Украина).
Ющенко в Москве отверг возможность передачи «Газпрому» акций украинских предприятий в обмен на долги. Однако, если отбросить патриотическую риторику и оценить результаты нынешних переговоров, то стает очевидным тот прискорбный факт, что они создали все условия для такой передачи в уже недалеком будущем. Особенно, если учесть, что отобранный газ ложится на плечи наших граждан в виде госдолга, к тому же при сверхвысокой цене газа.
Не удалось согласовать и суммы украинской газовой задолженности. М.Касьянов не стал ее называть, сославшись на то, что этот вопрос не обсуждался в ходе нынешней встречи. «Нас не особо волнует цифра, главное для нас найти пути урегулирования накопившегося долга», — сказал он. Сумма, отметил премьер РФ, будет согласовываться на экспертном уровне. (Ранее глава «Газпрома» Рэм Вяхирев заявлял, что задолженность Украины за поставленный Россией газ превысила $2 млрд.) Украинская сторона настаивает на значительно меньшей сумме. В пятницу В.Ющенко на пресс-конференции в Москве заявил, что с учетом основных и подтвержденных данных, включающих пени и штрафы, долг Украины составляет на сегодня $1,362 млрд. Говорят, В.Ющенко надеялся на списание части долга, но Касьянов его в этом не поддержал. Кроме того, россияне настояли, а В.Ющенко, по-видимому, согласился с тем, что в разряд государственного долга переходят и корпоративные долги. При этом Украине полностью запрещен экспорт газа, в том числе и собственного.
Естественно, в Москве итогами переговоров довольны. Украине же есть над чем задуматься. Как сказал эксперт «Дня» президент компании «RTV чинел ЛТД» Юрий Збитнев, «Россия так или иначе будет проводить свою жесткую политику в отношении Украины». По его мнению, эта ситуация продлится до марта, когда окончательно решится вопрос об изменениях в руководстве РАО «Газпром». Но в любом случае, считает газотрейдер, ключевым вопросом для России остается наша газотранспортная система и ее стремление добиться управления ею. От того, как будет меняться ситуация в удовлетворении этих претензий, мы будем ощущать на себе ценовую политику Москвы для Украины, уверен Ю.Збитнев. Но дальнейший рост газовой составляющей будет неизбежно вести к финансовым осложнениям в Украине. Хотя тут есть и определенные преимущества: По его мнению, при цене газа в $240 чиновники, рулящие газовым рынком, десять раз подумают, прежде чем законно или полузаконно разрешить реэкспортировать газ за рубеж, что стало у нас уже секретом полишинеля.
Вице-президент Национального резервного банка (Москва) Вячеслав Юткин, комментируя итоги переговоров в Москве, сказал «Дню»: «Такие переговоры нужно готовить заранее, а с наскока вопрос не решишь. Налицо определенное противоречие между ветвями власти. Высшая власть в Украине говорит о целесообразности разрешения долговой проблемы и поиске компромисса на условиях предоставления концессии на газотранспортную систему, тогда как исполнительная власть считает это неприемлемым. В этом противоречии суть полученных результатов. Не выработан общий подход, хотя переговоры проводятся на высших уровнях. И это еще более ослабляет позициюУкраины. Кстати, нет четкого подхода в этих вопросах и у другой стороны. Нет условий, программы, на которые бы согласилась Россия. Каждая из сторон до сих пор не уяснила, что же надо положить в основу этого соглашения. Нет четких формулировок, на основе которых можно было бы наводить мосты. Позиции слишком уж противоположны и нет даже намека на то, что они могут сблизиться». @=> Окончание на 2-й стр.
Вадим КАРАСЕВ, заместитель руководителя харьковского филиала Национального института стратегических исследований:
— Отношения правительств России и Украины явно нельзя охарактеризовать как широкоформатные, скорее они имеют моносюжетную линию, связанную с транзитом газоресурсов, газовой трубой и проблемами вокруг нее. Эта позиция, учитывая, что она напоминает отношения скорее донора и рецепиента, не способствует крепким позициям нашего правительства во время переговоров. К тому же я мог бы выделить три фактора, которые мешают украинскому правительству выступить с сильных позиций в переговорном процессе с правительством Касьянова. Во-первых, необходимо отметить, что российская исполнительная власть выступает на переговорах с консолидированных позиций. Учитывая же то, что позиции правительства Касьянова на сегодня — достаточно крепки, постоянно идут мониторинги и консультации с президентом и учитывая, что командный дух в российском правительстве — на подъеме, то в таких условиях правительству В. Ющенко — довольно трудно поставить серьезные позиции и тем более серьезные аргументы. Особенно, если учитывать и то, что командный дух нашего Кабинета Министров — явно не на подъеме. Во-вторых, нужно все-таки учитывать тот факт, что в отношениях между правительствами, с российской стороны очень хорошо работает связка Касьянов — Христенко, учитывая то, что Христенко курирует все энергетические и транзитные вопросы. Понятно, что в нашем правительстве такой связки нет. Есть особая позиция вице-премьер-министра по энергетическим вопросам, особая позиция министра энергетики и топлива, понятно, что это не принципиальное различие позиций, но нет такого консолидированного, командного духа в отношении энергетической политики. (Стоит заметить, что Виктор Ющенко взял с собой в Москву не горячо отстаиваемого им вице-премьера Тимошенко, а министра энергетики и топлива Ермилова. — Ред. ). И третий момент, который можно было бы отметить: переговоры в сфере энергетической политики это — явно нелюбимая тема нашего премьер- министра, учитывая его больший опыт в финансовых вопросах. Все эти факторы в совокупности и определяют прежде всего оборонительную стратегию со стороны нашего правительства. У нас нет тех высоких геоэкономических технологий, мало политико-переговорных заготовок, которые нужны сейчас для разрешения всех проблем. И понятно, что на фоне всего того, что сейчас может противопоставить нам российская сторона, позиции украинского правительства выглядят достаточно бледно.
Сергей ПИРОЖКОВ, директор Института украино-российских отношений:
— Украино-российские отношения на данном этапе я бы охарактеризовал как развивающиеся. Пока довольно острым вопросом остается наша задолженность по энергоносителям и последний визит премьер-министра Украины не очень продвинул этот вопрос. Дело в том, что премьер-министры двух стран должны были развить инициативы президентов Украины и России, которые были выдвинуты на сочинской встрече глав государств. На данный момент российская сторона четко изложила свою позицию, а наша сторона со всем этим согласилась, но я думаю, что это не окончательное решение проблемы для Украины. Дело в том, что наше государство — в значительной степени зависимо от России, которая может со своей стороны диктовать условия. Да, Россия согласилась с тем, что Украина будет закупать туркменский газ, но вопрос транзита через Россию не решен позитивно в интересах Украины. И кроме того российская сторона поставила очень жесткие условия по вопросам несанкционированного отбора газа, то есть повысились ставки оплаты, запретили экспорт даже украинского газа.