Страна теряет 5 миллионов тонн хлеба из 25
Из-за неготовности к очередному бензиновому прыжку
В минувшую субботу премьер-министр Валерий Пустовойтенко доказывал участникам совещания по вопросам поступления топлива сельхозпроизводителям, что государство справляется с задачей поставки топлива и добилось уже «наивысших показателей», начиная с 1996 года.
Дальше пошли обещания: 14 тысяч тонн обеспечит ГАК «Хлеб Украины», 70 тысяч тонн дизтоплива планируется доставить паромом из Азербайджана. Кроме того, сообщает Интерфакс-Украина со слов премьера, правительство создало условия, чтобы фермерские хозяйства смогли выгодно приобрести 25 тыс. тонн нефтепродуктов.
Обрадовавшись этому сообщению, поскольку во время недавней командировки убедился, что фермеры из-за отсутствия горючего простаивают, корреспондент «Дня» все же решил его проверить. Председатель ассоциации фермеров Киевщины Анатолий Старунский заявил «Дню»: «Худшего положения, чем сегодня, быть не может. Горючего нет совсем. На сегодня, вопреки заверениям премьера, никто ничего не приобрел и такой возможности вообще нет. К примеру, фермерам Киево-Святошинского района нужно 35 тонн дизтоплива и 15—20 тонн бензина. Это разве много? А у всех сегодня пустые баки».
Генеральный директор бизнес-центра «Господар» Иван Самагальский рассказал «Дню» историю, требующую серьезных выводов: «Весной, еще в марте, мы нашли поставщиков, соглашавшихся поставлять топливо на приемлемых условиях. Подготовили соответствующее постановление правительства, но в Кабмине «потянули резину». И хотя мы предупреждали о последствиях, постановление не визировалось, а перебрасывалось чиновниками, как футбольный мяч. Когда, наконец, стало ясно, что положение угрожающее, документ, наконец, подписали. Но создался дефицит, и у наших партнеров уже нет горючего. Да им теперь и не выгодно с нами работать. А время уходит и урожай не ждет».
Тем временем в редакции раздавались звонки один тревожнее другого. И утверждение премьера В. Пустовойтенко о том, что ныне темпы жатвы в 1,5 раза превышают прошлогодние, показалось абсолютно неубедительным. Корреспондент «Дня» Владимир КОНЕВ сообщает, что на Ровенщине в день в среднем косят всего 3 тысячи гектаров зерновых, тогда как облуправление АПК считает, что жатва должна бы идти втрое быстрее. Но для этого не хватает горючего.
«До серпа еще не дошли, сказал корреспонденту «Дня» Виктору ПУЖАЙЧЕРЕДЕ директор Запорожского отделения ГАК «Хлеб Украины» Александр Цыбульщак, — но недалеки от этого. Обещанные на прошлой неделе 25 тыс. тонн солярки из госрезерва, как оказалось, еще не отгружены. Горючее нельзя купить не только в долг, но и за деньги».
В Запорожской области ценовой скачок отразился и на транспортных предприятиях. 19 июля в рейс не вышли 50 автобусов международных и пригородных маршрутов. На АЗС указаны цены (А-76 — 1,5 грн., А-92 — 1,8 грн., А-95 — 2 грн., дизтопливо — 1,5 грн.), но в продаже ничего нет.
На Волыни все было нормально, сообщает корреспондент «Дня» Олег ПОТУРАЙ , пока облгосадминистрация и облсовет не выделили госкредит колхозам на закупку топлива. В тот же день цены на бензин А-76 и солярку подскочили с 0,8 грн. до 1,25 грн., а на высокооктановые сорта — до 1,9 грн. за 1 литр.
Во Львове из-за отсутствия горючего временно отменили четыре автобусных маршрута. На пяти маршрутах работает лишь половина машин. Цена на 76-й бензин достигла 1,8 грн., сообщает Александр СЫРЦОВ , «День».
В Сумской области в продаже есть только высокооктановые марки бензина (А-95 — 2 грн.). Остальной бензин снят с реализации и «брошен» на жатву. В обладминистрации, куда корреспондент «Дня» Сергей ХАНИН обратился за разъяснениями, причин подорожания бензина не знали, но указали, что это может быть прелюдией к очередному финансовому обвалу.
В Одессе цены на бензин взлетели приблизительно в 3 раза. О причинах можно лишь догадываться, пишет Михаил АКСАНЮК , «День». А раз так, то появляются слухи. По одной из версий все горючее отправлено на село, по другой — его увезли за рубеж прямо с Одесского НПЗ, чей контрольный пакет акций теперь у российского «Лукойла». Тем временем автомобилей на улицах города стало вдвое меньше.
Корреспондент «Дня» Алла АНТИПОВА сообщает из Луганска, что цены на бензин и дизтопливо растут с каждым днем. «ЛиНОС» тем временем еще с начала года стоит. Облгосадминистрация, не спрогнозировавшая ситуацию заранее, ждет нефтепродукты из Азербайджана. Но в последние дни поставки прекратились даже из Прибалтики. Луганчане считают, что это случилось из-за игр с акцизами.
Сегодняшняя ситуация на автозаправочных станциях Киева позволяет условно разделить их на две группы, сообщает Юлия ШАЙДА . Первая — «еще живые» — еще работают. И, конечно же, собирают огромнейшие очереди. Цена бензина тут колеблется от 2.39 до 2.70 за А-95 и 1.20-1.25 — дизельное топливо. Действующие АЗС живут одним днем и, учитывая дальнейшее обострение топливного кризиса, в любой момент могут из первой группы перейти во вторую.
А вторая — «уже мертвые». Сегодня их в Киеве около 80%. Особенно катастрофическая ситуация на Левом берегу, где действующую АЗС «с огнем не сыщешь».
Руководство АЗС настроено пессимистично и в ближайшее время улучшений не ждет. На АЗС №1 «КЛО» на Большой окружной нам сказали: «Бензина нет. Все, что удается раздобыть, реализуется по очень высоким ценам, но ведь не мы их устанавливаем. Пока «наверху» не найдут нормального решения, люди вынуждены будут брать бензин по любой, даже самой астрономической цене».
Председатель Крестьянского союза Украины Иван Мозговой ситуацию прокомментировал так: «Надо же уметь вот так подойти к уборке. Почти повсеместно идут простои. Нужно косить, а солярки нет. Чтобы дойти до такого, нужно быть абсолютно безучастным к судьбе своего народа. Хлеб мы, конечно, уберем. И осенью кто-нибудь обязательно упрекнет: а вы, мол, говорили. Но вопрос в том, сколько соберем, если только сейчас начать заниматься горючим. С первого дня уборки горючего нет, и еще тогда было видно, что надвигается большое горе. Даже если придет азербайджанская нефть на паромах, то к тому времени половины зерна уже не будет. Кого будем судить за то, что зерно высыпалось на поле? По моим подсчетам, Украина уже потеряла не менее 5 млн. тонн зерна из возможных 25 млн. тонн. Этот год запомнится как год полного беспорядка и неспособности руководства страны управлять экономикой. Но ответственных за это у нас, как всегда, не будет. Сегодня сделали крайним Бориса Супиханова, но все это, как говорится, «в свинячий голос».
Выпуск газеты №:
№130, (1999)Section
Панорама «Дня»