Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Судейское качество

07 августа, 19:20

Безусловно, это не закономерность, а лишь совпадение. В тот же день, когда в Украине после многочисленных казуистических проволочек и взаимных уступок был, наконец, приведен к присяге Конституционный суд, избран премьер-министр и началось формирование правительства, международная правозащитная организация «Freedom House» обнародовала ежегодный доклад о развитии демократии в мире. Речь в нем идет об ответственности правительств, положении в области гражданских прав, верховенстве закона, борьбе с коррупцией. В отчете под названием «Страны на перепутье» исследователи из «Дома Свободы» выделяют ключевые составляющие демократического правления: свободные СМИ и независимое судопроизводство.

Приятно, что авторы документа высоко оценили приверженность демократическим реформам также и властей Украины. И хотя их анализ не охватывал периода после нынешних парламентских выборов, судя по итогам процесса образования правительства в Украине, выводы сделаны в основном правильные. Но о судебной системе в нашей стране, как ни странно, умалчивается...

Тем не менее в Украине все более назревают изменения и в судопроизводстве. В частности, разрабатывается новая концепция системы судейства. Напомним, что месяц назад в ходе заседания правового комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА) в Киеве заместитель главы совета судей Украины Александр Волков сообщил представителям иностранных инвесторов о том, что в Украине намечено создать высшие суды по юрисдикциям: криминальный, гражданский, хозяйственный и административный.

Впрочем, это все решено еще, по-видимому, не до конца. «Если идти по вертикали, согласно Конституции, у нас должны быть также и местные специализированные суды, и апелляционные специализированные суды, и Верховный Суд. Это четырехуровневая система без полномочий Верховного Суда. Но Совет судей возражает, поскольку «не может быть специализированного суда без обобщающего», — раскрыл замглавы Совета судей суть идущей в соответствующих кругах дискуссии. При этом, отвечая на вопрос о профессиональной квалификации действующих работников судебных органов, он, очевидно, не без учета существующей в обществе оценки качества судебных решений, сказал, что «и сам бы попрощался с 10% судей» за «ненадлежащее отношение к своим обязанностям». И тем не менее привел статистику, согласно которой из шести миллионов судебных решений, принимаемых ежегодно украинскими судами, оспариваются только 5%. Стоит ли превращать этот уровень в оценку по пятибалльной системе? Тут есть еще и такая версия: граждане не оспаривают решения судов первой инстанции потому, что в принципе не верят в справедливость от госчиновников.

Как бы там ни было и что бы ни говорили сами судьи различных рангов, оценка качества судебных процессов в нашей стране неоднозначна. Так что судебная реформа не только назрела, но, как говорится, даже перезрела. Между тем, пока что речь идет только о каких-то отдельных фрагментах соответствующей концепции. И действительно, всеохватывающая реформа судов — дело весьма сложное и, конечно же, не допускающее спешки.

В то же время было бы просто глупо ждать, когда же окончательно вызреет вся концепция, и не проводить в жизнь вполне реальные и явно действенные меры, направленные на то, чтобы сделать процесс принятия судебных решений более прозрачным, справедливым и подконтрольным обществу. Этому может, в частности, хорошо послужить доступный всем пользователям интернета Единый государственный реестр судебных решений украинских судов всех направлений и уровней, о начале работы которого на днях известили Высший хозяйственный суд, Агентство международного развития США (USAID) и созданный им Центр коммерческого права в присутствии посла США Уильма Б. Тейлора.

Исполняющий обязанности главы Высшего хозяйственного суда Сергей Демченко при этом высказал уверенность в том, что введение этого реестра в действие будет способствовать борьбе с коррупцией и наведению порядка в судах, поскольку каждый судья будет знать, что все его решения сможет изучить любой адвокат или заинтересованная организация, увидеть какие-то тенденции, в частности, и к злоупотреблениям разного рода. Присутствовавший на этом важном событии заместитель председателя Верховного суда Украины валентин Барбара также уверен, что реестр будет эффективной и полезной мерой. Но он советует очень осторожно использовать слово коррупция, «поскольку можно оскорбить очень высокопрофессиональных людей».

Посол США, в частности, отметил, что «доступность судебной системы будет способствовать укреплению доверия инвесторов и руководителей предприятий и компаний к судам, обеспечению более последовательной судебной практики». Естественный вопрос, который напрашивается в связи с этим: не делает ли Украина таким образом начальный шаг к применению действующего во многих странах мира прецедентному праву?

Демченко считает, что такая возможность есть, но для Украины вопрос так не стоит. «Мы не ставим такую задачу, — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос «Дня», — поскольку наша система совсем другая». А вот заместитель главы Верховного Суда высказал несколько иную мысль: в законе о судоустройстве говорится о том, что высшие специализированные суды должны выполнять основную задачу — обеспечивать единство применения права. Так что оно, по мнению Барбары, действительно не является прецедентным, но такая законодательная задача перед Верховным Судом и Высшим хозяйственным судом, тем не менее, стоит. Словом, если, согласно пословице, два украинца — три гетмана, то и два украинских судьи — не менее двух вариантов решений.

Так что внешнее содействие со стороны стран, где судебная система уже давно стабилизировалась, отвечает интересам общества и вызывает его доверие, для нас весьма ценна. В этой связи можно напомнить историю создания веб-сайта Высшего хозяйственного суда Украины (www.arbitr.gov.ua/doc.php), уже теперь содержащего свыше 42 тысяч судебных решений, принятых, начиная с 2001 года. Все началось в марте 2005 года со встречи тогдашнего министра юстиции Украины Романа Зварича и посла США в Украине, где была согласована позиция о том, что доступ к судебным решениям, размещенным на сайте судебной власти, является действенным способом борьбы с коррупцией и невыполнением судебных решений. В сентябре украинский Минюст и комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики обратились к USAID с пожеланием, чтобы Агентство оказало техническую помощь Украине в создании реестра судебных решений. USAID, естественно, не отказало. Реализацию программы было поручено Центру коммерческого права, специалисты которого работали как над проектом закона «О доступе к судебным решениям», так и непосредственно над созданием системы электронного реестра. Центр приобрел компьютерную технику и программное обеспечение для хозяйственных судов Украины, а также оборудование для базы данных.

Кроме того, как разъяснил «Дню» в кулуарах руководитель отдела развития частного предпринимательства офиса экономического роста USAID Рик Гьорли (Rick Gurley), данная система предусматривает возможность разработки алгоритма автоматического распределения дел среди судей, что, по его мнению, будет также способствовать снижению уровня коррупции. В этой беседе также выяснялись возможности использования в Украине такого признаного во всем мире элемента судебной системы, как присяжные заседатели. Но, похоже, заказа на разработку чего-либо подобного USAID еще не получало...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать