Свинец заказывали?
Такие впечатляющие данные обнародовал Госкомстат. В Украине за первое полугодие 2004 года стационарные источники загрязнения выбросили в атмосферу 2,05 млн. тонн вредных веществ, что на 6 тыс. тонн превышает аналогичный показатель 2003-ого. Более 4/5 суммарного количества загрязняющих веществ попало в атмосферу от промышленных предприятий Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской и Харьковской областей. По сравнению с первым полугодием 2003 года, в 17-ти регионах страны количество таких вредных выбросов особенно увеличилось: в Николаевской (на 38%), Тернопольской (на 31%), Винницкой (на 29%), Одесской и Черниговской (на 27%), Житомирской (на 26%), Сумской (на 22%), Ивано-Франковской (на 19%) областях и в Севастополе (на 20%). В составе выброшенных в небо загрязняющих веществ 31,1% приходится на оксид углерода. Еще 25,7% — на диоксид и другие соединения серы, 16, 8% — на метан, 15,4% — на вещества в виде твердых частиц, 7,8% — на соединения азота, 2,1% — на неметановые летучие органические соединения, 1% — на металлы и их соединения. Основными загрязнителями окружающей среды были предприятия, подчиненные Министерству топлива и энергетики (25%), Министерству промышленной политики (8%) и акционерные общества открытого типа, созданные на базе государственных предприятий (53%). Если в среднем по стране одно предприятие в первом полугодии нынешнего года выбросило в атмосферу 224 тонны вредных веществ, то металлургическое предприятие — в 22 раза больше, предприятие, добывающее металлические руды — в 19 раз, вырабатывающее кокс, продукты нефтепереработки и ядерное топливо — в 8 раз, добывающее каменный уголь — в 7 раз, добывающее энергетические материалы — в 6 раз, вырабатывающее электроэнергию, газ и воду — в 4 раза больше.
Впрочем, как утверждают эксперты, и это еще не все: «Такой подход несколько умозрительный, на самом деле реальные дозы загрязнения намного выше, — рассказывает директор эколого-культурного центра Владимир Борейко. — При составлении подобных госкомстатовским статистик учитываются не все факторы». Пример можно привести самый простой — охота. В Украине около полумиллиона охотников с августа по декабрь стреляют дробью. Дробь — это свинец, а свинец — токсичный металл. По оценкам специалистов, в течении месяца охоты в Украине «разлагаются» тонны свинца. На Западе уже давно думают о том, чтобы заменить свинцовую дробь стальной. Однако в Украине подобные разработки пока не проводятся.
Не проводятся также исследования соединений, которые образуют в атмосфере смеси отходов. «Это как опыт по химии в школе, — рассказывает Владимир Борейко. — Разные заводы сбрасывают в одно небо разные отходы, а эти отходы там взаимодействуют». Результаты таких взаимодействий весьма непредсказуемы, примером могут служить кислотные дожди.
Еще один неучтенный фактор — отходы соседних стран. Статистика учитывает только «грязь» местных предприятий, в то время как Днепр течет к нам грязным уже из Беларуси, а упомянутые выше кислотные дожди прилетают к нам с ветрами из Западной Европы, «обжигая» карпатские и полесские леса.
Существует также такое понятие, как предельно допустимая концентрация. Минздрав дает заключение: такой-то завод имеет право сбрасывать определенное количество отходов. Этот подход, по мнению экологов, является несовершенным, потому что, предусматривая охрану здоровья человека, допускает загрязнение окружающей среды.
Кроме того, в Украине не представляется возможности в полной мере проконтролировать выбросы вредных веществ транспортом. По мировым меркам, автомобили в нашей стране изношены и, соответственно, устарели с точки зрения экологических параметров. Они «одаривают» нас не только выхлопными газами, но и сливом бензина, масла. Несомненно благоприятствует повышению дозы загрязнения воздуха постоянное увеличение количества «бензинового» транспорта. Эксперты сходятся на том, что замена трамваев маршрутками еще «аукнется» киевлянам.
Не лучше обстоят дела и с контролем заводов. Как рассказывает Владимир Борейко (он сам раньше инспектировал предприятия на предмет выполнения экологических предписаний), существуют схемы, которые позволяют предприятиям «заметать следы» своей не совсем «чистой» деятельности: надо ждать, пока инспектору сделают ряд необходимых пропусков. Кроме того, система штрафов на сегодняшний день такова, что предпринимателю намного выгоднее заплатить штраф, чем строить очистительные сооружения. «Пока не будет соответствующего законодательства и предпочтения здоровья человека экономике, количество килограммов загрязнений будет возрастать», — убежден эколог.
Выпуск газеты №:
№154, (2004)Section
Панорама «Дня»