Перейти к основному содержанию

Сыгрались!

Украина и Польша создают туристическую «сборную» к Евро-2012
10 октября, 19:47
«ПОРТРЕТ ШОВКОВСКОГО» / ФОТО ВЛАДИМИРА ПОПОВИЧА

Тема подготовки и проведенияЕвро-2012 не только футбольная, она непосредственно касается и туристической сферы, ведь это прекрасная возможность рассказать миру о себе и в дальнейшем ждать в гости не болельщиков, а туристов. Именно поэтому на днях в Украине состоялась первая встреча руководителей отечественной туристической отрасли с польскими партнерами в рамках подготовки к Чемпионату Европы по футболу Евро-2012. Событие было не только официально-рабочим, но и праздничным: Польская туристическая организация открыла в Украине свое 14 представительство. «Мы внимательно проанализировали туристический рынок Украины и пытались почувствовать запросы украинского путешественника. Уверен, что с информацией, которая есть в нашем центре, еще больше украинцев смогут посетить близкую, но во многом еще неизвестную Польшу», — заявил директор представительства в Киеве Влодзимеж Щурек. Сейчас Польша выполняет Стратегию развития туризма до 2015 года и украинский рынок оценивает как особенно важный для себя. При этом поляки не считают, что год Евро-2012 должен «обязательно быть рекордно туристическим» — футбольный чемпионат для них это еще один шанс оживить туристический бизнес, а не конечная цель. А вот в Украине пока что совсем другие приоритеты. Прежде всего, нужно построить гостиницы — те, которые в Польше уже есть, и подготовить обслуживающий персонал. И тут — непочатый край работы. Подробнее об этом «Дню» рассказал глава Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий ПАХЛЯ.

— Анатолий Иванович, какие первоочередные задачи вы можете выделить в совместной работе туристических отраслей Украины и Польши после общения с польскими коллегами?

— Речь идет о перспективных совместных туристических проектах. Мы акцентировали внимание именно на этом, потому что, скажем, ограничиваться размышлениями об общей пользе от туристического дела — маловато. Это было первое совместное заседание рабочей группы, на котором мы уверили друг друга в том, что в короткий срок — в течение двух недель — разработаем перечень проблемных вопросов, требующих дальнейшего решения. Мы со своей стороны, а польские партнеры — со своей, подадим наработки для совместного плана действий на ближайшие три года. Речь идет о формировании плана работы рабочей группы до начала Чемпионата.

Контурными вопросами, которые мы обсудили, стали вопросы, связанные с разработкой концепции размещения гостей и болельщиков в Украине и в Польше. На сегодня у Польши есть концепция развития средств размещения, но мы только сейчас подошли к ее разработке.

Мы должны предусмотреть все аспекты, связанные с размещением так называемой VIP-клиентуры и участников Чемпионата или, как еще говорят, семейства УЕФА в соответствии с нормативами, предложенными УЕФА для Украины и Польши. Во-вторых, речь идет о размещении массового болельщика. Здесь ограничиться только ресурсами гостиниц и гостиничных комплексов не удастся. Мы должны думать о привлечении и использовании альтернативных средств размещения (в польских городах для гостей обустроят каюты судов — О.М.), и этот вопрос мы должны обговорить...

Существует большое отличие между тем, что мы сейчас имеем, и тем, что имеют поляки. По последним исследованиям и заключениям УЕФА, разница в том, что Польша в реализации концепции сегодня рассчитывает на те средства размещения, которые у нее уже есть. Они покрывают потребности УЕФА приблизительно на 95%. Украина же гарантирует размещение всех гостей и болельщиков за счет тех средств размещения, которые запланированы на реконструкцию и строительство. В этом большое отличие: они эти ресурсы уже имеют, а мы, к сожалению, только создаем. Следовательно, и в этом контексте нам придется поработать, найти точки касания и определиться, как действовать. Потому что, например, полякам мониторить ход реконструкции и постройки гостиниц не нужно, а для нас это сегодня является приоритетом.

Второй блок вопросов связан с подготовкой кадров для Чемпионата. Вот здесь есть проблемы как в Украине, так и в Польше. Хотя у них они легче решаются, потому что сегодня гостиничные комплексы у них действуют, персонал работает и в определенной степени подготовлен. А мы запланировали строительство и реконструкцию более 300 гостиниц, а обеспечить их деятельность должен персонал. Возникает вопрос, на какой материальной базе и в каком количестве мы должны подготовить специалистов. Так, те 130 высших учебных заведений Украины, которые сегодня готовят кадры для туристической отрасли, в основном дают кадры уровня менеджеров, а отель требует специалистов немного другой квалификации — тех, кто предоставляет непосредственные услуги потребителю. Например, мы знаем, что существует такая мировая практика: функционирование 5 — 10 гостиничных номеров должны обеспечивать не менее двух специалистов. И если все это посчитать, в соответствии с существующей практикой, мы к началу Чемпионата должны подготовить около 150 тысяч специалистов. Те, которые готовятся сегодня в вузах страны, исчисляются не тысячами, а сотнями. Если даже это все умножить на 3 — 4 года, все равно мы не получим нужное количество специалистов. Проблема — серьезная. Поэтому с польской стороной мы обсуждали, на какой материальной базе все это делать, а во-вторых, какие средства использовать, чтобы подготовить такую большую армию специалистов. Мы предложили Польше, где существуют серьезные программы Европейского Союза, разработать совместный проект подготовки и переподготовки кадров, возможно, даже за финансовые ресурсы Евросоюза. Польская сторона на это отреагировала положительно. Они эту проблематику будут обсуждать со своими партнерами, и я думаю, что уже на втором заседании, а мы договорились, что должны собираться не меньше двух раз в год (раз в Украине, второй — в Польше), мы эту проблему решим. Хотим не оттягивать, а провести его буквально в конце октября — начале ноября этого года.

Это блок основных проблем, которые уже сегодня нас беспокоят, которые обозначены и над которыми мы готовы работать. Есть и другие проблемы, возможно, не столь на данный момент актуальные. Речь идет об организации совместных туристических проектов, туров, работе, связанной с привлечением к сотрудничеству ресурсов туроператоров и турагентов — как с польской, так и с украинской стороны. Очевидно одно: полная настроенность на сотрудничество, понимание друг друга.

— Поляки много говорят о конкретных туристических проектах, туристическом продукте, они заинтересованы в том, чтобы уже сегодня больше украинцев посещали Польшу. К тому же не считают Евро-2012 пиком в своей работе. Скорее для них это средство привлечения в страну туристов. В Украине сейчас об этом речь не идет?

— Мы говорим о создании средств размещения, а это и есть туристическая инфраструктура. И если говорить о развитии туризма, то создание туристической инфраструктуры — приоритет в развитии туризма. В этом плане можно сказать, что мы говорили именно о развитии туризма.

— Поляки открыли в Украине туристическое представительство, 14-е в мире. Создали ли мы за границей что-либо подобное, что рекламировало бы Украину?

— К нашему великому стыду, у нас таких туристических представительств, как они открыли в Украине, к сожалению, нет нигде. У нас есть закон о туризме, действующий более шести лет. Там четко прописано, что Украина должна создавать туристические представительства за границей, но пока эта проблема не решается. Причина одна — отсутствие средств и некоторая несогласованность на уровне соответствующих министерств. Но определенные шаги мы сделали: при посольствах Украины у нас есть торгово-экономические миссии, созданы и создаются информационно-культурные центры. Там мы предложили иметь хотя бы одного специалиста, который бы мог презентовать туристический продукт Украины за границей. Это первый шаг, и этого, конечно, недостаточно сегодня, а тем более будет недостаточно завтра. Рано или поздно мы придем к созданию этих представительств, потому что Польша уже имеет таких больше десятка — в Европе, а также в США и Японии. Они идут на выделение средств из государственного бюджета, и это правильно, потому что они презентуют свой продукт за границей и, собственно, работают так на бюджет страны. Еще один пример — маленькая Швейцария, которая имеет 35 представительств. Сегодня мы ведем переговоры относительно создания хотя бы первого туристического представительства в Польше, поскольку подготовка к Чемпионату по футболу объединяет наши две страны на этом туристическом поле. Думаю, что в первой половине следующего года мы выйдем на решение этой проблемы. Нам нужно сделать первый шаг, и тогда будем продвигаться дальше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать