Перейти к основному содержанию

Так нужно ли нам «Похищение Европы»?

03 ноября, 00:00

Однако до сих пор никакого официального запроса по этому вопросу из Украины в Великобританию не поступало.

Британский эксперт-дюреровед Мартин Бейли проследил непростой путь этого рисунка. В начале XIX века польские аристократы Любомирские подарили коллекцию из 24 рисунков Дюрера и его учеников, в частности рисунок Ганса Балдинга «Похищение Европы», городу Львову. В дарственном документе было ясно указано, что коллекция должна оставаться неделимой и не должна вывозиться из Львова никогда, даже если изменится политический статус города (в то время Львов — Лемберг входил в состав Австрийской империи).

В 1939 году Львов стал советским и на базе библиотеки Оссолинских, где в то время хранилась коллекция Дюрера, и нескольких других библиотек была создана Львовская библиотека АН Украины им. Василя Стефаника. В 1941 году немецкие нацисты захватили Львов и одним из первых их шагов стало незаконное изъятие коллекции рисунков Дюрера и его учеников, которые попали в частную коллекцию Адольфа Гитлера. Фюрер был преданным почитателем великого немецкого художника XV-XVI веков и не расставался с рисунками даже во время поездок на Восточный фронт. В 1945 году американцы нашли коллекцию в тайнике соляной шахты в Австрии. Согласно декларации 1943 года, подписанной США, Великобританией и СССР, коллекция должна вернуться к законному владельцу, то есть во Львовскую библиотеку. Однако американская администрация почему-то передала коллекцию одному из потомков князей Любомирских, который не имел на нее никаких прав. Польский аристократ нарушил волю своих пращуров — он не только не возвратил коллекцию во Львов, но и распылил ее, распродав рисунки поодиночке. Так составные части коллекции попали в США, Канаду, Нидерланды, Великобританию.

«Похищение Европы» в 50-е годы купил коллекционер Эдмунд Шиллинг, который, по мнению Бейли, был убежден, что покупает рисунок у законного владельца. Около года тому назад по завещанию Шиллинга Британский музей получил в дар коллекцию картин и рисунков старых мастеров, собранных этим коллекционером. Среди них было и «Похищение Европы». Этот рисунок стал украшением соответствующего раздела экспозиции Британского музея. Однако британская пресса довольно быстро опубликовала ее историю, на страницах газет появились заголовки типа «Тень Гитлера над Британским музеем». «Таймс» рассказала, что в 1941 году нацистские «искусствоведы» подвергали пыткам хранителя коллекции до тех пор, пока тот не сознался, где скрывается это собрание.

В Лондоне считают, что Британский музей просто «не поинтересовался» историей «Похищения Европы». Но теперь это делать придется, и большинство британских газет склоняется к тому, что рисунок следует вернуть законному владельцу. Это касается и тех нескольких рисунков из коллекции Любомирских, которые сейчас находятся в других британских собраниях в Бирмингеме и Лондоне.

— Почему же Украина до сих пор не обратилась к правительству Великобритании или непосредственно к Британскому музею с требованием возвратить похищенное нацистами произведение искусства? — с этим вопросом корреспондент «Дня» обратился к заместителю председателя Национальной комиссии по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей Валентине Врублевской.

Госпожа Врублевская сказала, что работа по возвращению произведений искусства из львовской коллекции Альбрехта Дюрера и его учеников проводится. В частности, сейчас комиссия ведет по этому вопросу работу в Соединенных Штатах. Но данных о том, что часть рисунков из этой коллекции нынче находится в Соединенном Королевстве, госпожа Врублевская до сих пор не имела. Надеемся, что информация, предоставленная Би-Би-Си и нашей газетой, даст возможность комиссии направить в Лондон официальное требование о возвращении во Львов для начала хотя бы «Похищения Европы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать