«Таможенное предупреждение» Ферхойгена
Не говорить о членстве (ассоциированном членстве), но сосредоточиться на переговорном процессе по подписанию в следующем году Плана действий. Таков был лейтмотив встреч члена Европейской Комиссии Гюнтера Ферхойгена (на фото), ответственного теперь за воплощение «Расширенной Европы», с украинским руководством — Президентом Леонидом Кучмой, министром иностранных дел Константином Грищенко, министром экономики Валерием Хорошковским, его выступлений в Институте международных отношений. Ферхойген выразил надежду, что «курс на ЕЭП» не помешает европейской интеграции Украины. Ему же в Крыму и Киеве говорили о неизменности стратегического курса на европейскую интеграцию Украины.
Гюнтер Ферхойген, как отмечал председатель комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции Борис Тарасюк, тоже едва ли не впервые высказал официальную позицию Брюсселя по поводу планируемого подписания соглашения о создании Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана, Украины. Он сказал, что в том случае, если концепция ЕЭП будет иметь черты таможенного союза, то это может серьезно повлиять на отношения между Украиной и ЕС, а также на перспективы вступления Украины во Всемирную торговую организацию, поскольку в ВТО существуют жесткие критерии в отношении таможенных союзов.
Гюнтер Ферхойген также несколько раз повторял во время визита, что Украина всегда была и будет частью Европы, и ее западная граница не является восточной границей Европы. «Независимая, политически стабильная и экономически мощная Украина является условием длительного мира и стабильности в Европе. ЕС полностью признает стратегическое значение вашей страны», — так в своем выступлении перед студентами и преподавателями Института международных отношений комиссар Ферхойген почти дословно повторил то, что говорил Леониду Кучме. Подобная риторика постепенно становится привычной, так же, как несколько лет назад очень часто повторялось, что Украина важный партнер ЕС.
Как будет выглядеть План действий, сейчас можно говорить только в общих чертах. Он будет согласован с Украиной, план будет содержать критерии оценок, сроки и мониторинг выполнения положений. И, очевидно, не будет содержать ничего, что прямо указывало бы на конечную цель этого Плана (создание возможностей для вступления, максимальное вовлечение в существующие и будущие механизмы в качестве участника, определенный уровень ассоциации или что-либо другое). В украинском варианте Плана действий, направленном Брюсселю, предусматривается возможность подписания соглашения об ассоциации после выполнения положений документа. Комиссар Ферхойген избегал в Киеве ответов, говорил только, что концепция «соседской политики» ни одни двери не закрывает, а наоборот, «открывает новые двери». Понимать это можно по-разному. В частности, и комиссар Ферхойген, и другие высокопоставленные представители структур ЕС настаивают на том, что вопросы «нового соседства» ни коим образом не связаны с вопросом получения членства, но должны работать на создание «дружественного круга» стран. В Киеве хотели бы это понимать так, что переговоры по возможному вступлению — это отдельная тема, и решаться она будет на отдельных переговорах. Глава миссии Украины при ЕС Роман Шпек уверен, что такие переговоры на самом деле можно начинать «хоть через год» — при условии достижения определенных стандартов.
Приоритеты «соседской политики» не являются непонятными и далекими от украинских интересов. В частности, можно только приветствовать попытку, как говорил Ферхойген, «установить специальные отношения», которые могут включать в себя полный доступ к внутреннему рынку ЕС. Имеется ввиду также интегрирование транспортных, энергетических, телекоммуникационных сетей. Предлагается создание «соседских программ» на 2004—2006 годы, которые будут реализовываться партнерами по обе стороны границы и финансироваться из различных фондов ЕС. Разрабатывается новый инструмент помощи «странам-соседям», который, как ожидается, заменит программу TACIS. Это, впрочем, длительный процесс, и появление нового инструмента вряд ли произойдет раньше конца 2006 года. Много говорится о совместной борьбе с вызовами ХХI века.
Ничего не говорилось о перспективах, по крайней мере, радикального смягчения существующего визового режима между Украиной и странами-членами ЕС. Представители Европейской Комиссии признают, что эта тема сейчас больше на повестке дня разговора с Россией, чем с Украиной, и что ее обсуждение будет долгим. Однако подобная перспектива не отвергается. Пока что ЕС предлагает вариант облегченного визового режима для жителей пограничных регионов. Возможно, это будет первым шагом.
В выступлении Ферхойгена можно было заметить еще две детали. Во-первых, какое именно видение европейской интеграции Украины приветствуется — речь идет на самом деле не о возможности полноправного участия во всех без исключения современных европейских процессах, но о все более тесных отношениях с ЕС. Президент Еврокомиссии Проди уже говорил о такой модели — «все общее, кроме внутренних учреждений ЕС». На этом пути обещается учитывать «разные уровни экономического развития и преданности европейским ценностям», использовать индивидуальный подход к каждой из стран-«соседей» (включая Россию). Это, однако, все равно потребует постепенного достижения тех стандартов, на которых основан ЕС, и которые с его расширением еще больше усложнятся.
Во-вторых, как можно понять, услышан ли призыв Варшавы строить отношения ЕС с Украиной на уровне не ниже отношений ЕС — Россия. Во всяком случае, сейчас политика ЕС в отношении России точно так же рассматривается через «соседскую» призму.
Ферхойген был едва ли не первым высокопоставленным функционером структур ЕС, который признал, что на Западе недооценивают ни достижений, ни проблем Украины.
Как можно рассматривать этот визит? Вариантов несколько. В частности, как начало развития политического диалога на какой-то конкретной основе и с какой-то конкретной целью. В данном случае важно то, что он будет постоянным. Это своеобразная разведка — ведь Брюссель хочет знать, что на самом деле происходит в «соседней» стране. Это также и ясный сигнал о том, какие темы точно не будут серьезно рассматриваться в ближайшее время, во всяком случае, пока не будет ясно, что первая волна масштабного расширения ЕС прошла более-менее успешно. Показательно также то, что ЕС сегодня намного меньше, чем Соединенные Штаты, интересуется развитием политической ситуации в Украине, говоря только о соблюдении демократических стандартов.
Что с этим делать? Очевидно, что свое дело. Никто не сможет, например сказать, что доступ к рынкам ЕС не нужен украинским производителям и что рынки ЕС, несмотря на всю их насыщенность и требовательность, менее интересны рынков Беларуси или что Казахстан, Туркмения, Армения могут помочь развить украинское производство на базе современных технологий.
Украина сегодня не воспринимается в качестве возможного члена ЕС в будущем как по своей собственной вине, так и в силу обстоятельств, связанных с психологическими, историческими и другими стереотипами. Избавиться от них можно только с бесспорными козырями на руках.
Сама постановка вопроса о возможности создания союза «четверки» стран СНГ, как свидетельствует визит Ферхойгена, уже создает подозрения в неискренности постоянных деклараций европейского и евроатлантического выбора со стороны Киева. Время, которое дает концепция «нового соседства» (она рассчитана ориентировочно на 10 лет), могло бы быть использовано с пользой для украинских граждан и позиций государства — и ЕС обещает в этом помочь. Учитывая инертность «брюссельской» бюрократии, это уже что-то.
Очевидно, что обо все этом снова пойдет речь уже через неполный месяц во время саммита Украина — ЕС, во время масштабной международной конференции в ноябре, и затем — весь следующий год. Если не помешают экстремальные ситуации. Например, подписание подготовленного в Астане соглашения по ЕЭП.
Выпуск газеты №:
№162, (2003)Section
Панорама «Дня»