Театральное ассорти
«Киевская пектораль» по итогам 2005 года![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060328/451-1-2.jpg)
Зарядивший мелкий, моросящий дождь торжества не испортил. Несмотря на непогоду у подъезда Театра им. И. Франко играл духовой оркестр, а к подъезжающим на машинах гостям и участникам праздника подходили молодые актеры в масках клоунов, галантно сопровождая дам, неся над ними зонтики, чтобы никто не намок. Улыбки, смех, приподнятое настроение и ожидание вердикта оргкомитета «Пекторали». Как пошутил ведущий вечера Е. Нищук: «В этом зале на один квадратный метр приходится по одному критику, три режиссера, пять продюсеров и десять актеров». Действительно целое созвездие мэтров, корифеев, народных, заслуженных и просто молодых, талантливых мастеров сцены собрались, чтобы вместе отметить День театра.
Оргкомитет и эксперты «Киевской пекторали», просмотрев 56 премьер, выбрали 23 спектакля-номинанта, отметив как лучших, все самое значительное и нетривиальное, созданное на театральной ниве за минувший год. Демократично, без долгого официоза вручали награды. Мэрия расщедрилась и к празднику выделила шесть квартир счастливчикам, объявив благодарности, вручив грамоты и часы. Сопредседатель «Пекторали» Александр Быструшкин (начальник Главного управления культуры и искусства Киевской горадминистрации) напомнил собравшимся, что в этом году есть чем гордиться. Открыть Кукольный театр, к Новому году новоселье отметит Театр на Подоле. В планах горадминистрации построить Театр на Троещине, а в 2007 г. заработает Малая опера. Правда, в последнее время Александр Омельченко стал активным театралом и меломаном, а вот будет ли новый городской голова столицы поклонником Мельпомены и Терпсихоры — покажет время...
ПРЕМИЙ НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ
Четыре «Киевских пекторали» завоевал спектакль «Ромео и Джульетта» Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра: лучший спектакль, режиссура (Алексей Лисовец), мужская роль (Ахтем Сейтаблаев) и актерский дебют (Ольга Лукьяненко).
— «Ромео и Джульетта» — серьезная и высокопрофессиональная работа А. Лисовца. Этим спектаклем режиссер заявил о себе как крупном и маститом постановщике. Можно говорить о преемственности поколений. Это тот случай, когда смотря спектакль ученика (Лисовца), видя его оригинальную стилистику, зритель находит черты учителя (Э. Митницкого), — сказал член комитета «Киевской пекторали», театровед Валерий Гайдабура. — Алексей Лисовец поставил удивительно тонкий и многогранный спектакль. Знакомый до оскомины шекспировский сюжет он сумел увидеть по-новому, и классический текст зазвучал очень современно. Прекрасные актерские работы создали молодые актеры Сейтаблаев (Ромео) и Лукьяненко (Джульетта). Я искренне рад за весь коллектив Театра на Левом берегу Днепра, что в их репертуаре появился тонкий, искренний и полифоничный спектакль.
— Всех своих коллег хочу поздравить с Днем театра. Кажется Лоренс Оливье сказал, что награда не имеет значения до тех пор, пока у тебя ее нет. У меня раньше никогда не было «Пекторали», — признался Алексей Лисовец. —Не скрою, приятно получить эту премию. В этом году я много работал: в театре, кино (кстати, за антрепризный спектакль «Их поменяли телами», поставленный Лисовцом, актеры Владимир Горянский и Снежана Егорова получили спецприз от спонсоров «Пекторали» — Т. П. ). 7 апреля «Ромео и Джульетта» откроет Международный фестиваль «Балтийский дом». Он проходит в Санкт-Петербурге. Наш театр уже несколько раз принимал участие в этом фестивале. Показывали «Море, ночь, свечи» и «Мелкий бес». Я надеюсь, что «Ромео и Джульетта» понравится публике, его посмотрят известные шекспироведы и выскажут свои взгляды по поводу нашей работы.
— Люблю «Киевскую пектораль», — сказал режиссер и худрук Театра на Подоле Виталий Малахов. — Мне нравится, когда отмечают работу нашего театра или мои постановки. Я рад, что «Киевскую пектораль-2005» получила Галина Ткач за лучшее исполнение женской роли в камерном спектакле «Мое столетие». Она является одной из моих любимых актрис. Галина давно заслужила внимания критиков. Хотя в этот раз мои спектакли «Количество» и «Весь Шекспир за один вечер» были среди номинантов, но награду не получили. Ну, что делать? Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Обидно, что не отметили работу Георгия Хостикоева в спектакле «Количество» (он очень хорошо играет сразу несколько ролей). Вы знаете, мне кажется, что стоит ввести мораторий (два — три года) на получение наград, а то у нас одни и те же персоны становились ежегодно лауреатами. Это вызывало споры. Я за то, чтобы открывались новые имена. Мне кажется, что одной «Киевской пекторали» для нашей столицы мало. Несколько лет назад киевские театральные критики основали «Киевский счет». Жаль, что та инициатива погибла. Мне кажется, что должны быть не только разные премии, но и градации в номинациях: для мастеров и молодежи…
Актер Владимир Горянский считает, что спектакли-победители «Пекторали» стоит показать на гастролях по всей Украине, обратившись к руководству Министерства культуры и туризма предложил подумать над инициативой «масс».
— Первый день после нашего выбора за последующее развитие Украины стал праздник театра, — сказал Алексей Кужельный, худрук театра «Сузір’є» и режиссер церемонии «Киевская пектораль». — Я думаю, что это глубоко символично. Верю, что наступает новая эра — эра культуры, уважения к людям искусства, которая откроет широкие горизонты в будущем. Надеюсь, что впереди нас ждут интересные новые работы... Что касается нынешней «Пекторали», то не все достойные получили награды. Но это не вопрос обиды к персонам, а вопрос поиска разных форм, как отмечать лучших. Мне кажется, что нужно четко обозначить принципы отбора номинантов и процедуру награждения лауреатов. Я за то, чтобы у нас присуждались разные премии. Например, когда в 1993 году впервые вручили «Пектораль», то у соседей (в России) не было ни одной подобной награды. А сегодня у них вручают четыре театральных премии. Я уверен, что и у нас будет учреждено несколько наград, отмечая действительно лучших за театральные достижения.
В этом году коллектив Русской драмы праздновал вместе с «пекторальщиками», вернувшись в театральную семью. Но как заметил заведующий литературно- информационной службы Театра им. Леси Украинки Борис Курицын: «Мы устали бороться с оргкомитетом. Нас до сих пор не могут понять, почему Русская драма отказывалась участвовать в «Киевской пекторали»? Мы против того, что происходит с театральным процессом в нашей столице и, в частности, на «Пекторали». К сожалению, ее устроители до сих пор этого не понимают. Премия не стала реальным праздником. Я считаю, что каждый театр, спектакль, режиссер, сценограф, актер заслуживает свою награду. Но нельзя превращать «Пектораль» в банальную раздачу «рогов и копыт», сведение каких-то счетов на уровне критического цеха и театров. Когда наши критики начнут больше интересоваться ежедневной жизнью театров, дышать одним воздухом с коллективами, разговаривать на одном языке, спустившись с вершин, тогда они увидят, что идет нормальный творческий процесс. Пора прекратить строить из себя некую элиту, пытаясь в своих рецензиях побольнее ущипнуть, не замечать спектакли, которые пользуются зрительским успехом — только тогда «Киевская пектораль» станет действительно самой высокой театральной премией. Пока, мне кажется, что критический цех живет отдельно от жизни театров. Это касается не только Русской драмы, но и Театра им. И. Франко, Молодого театра, ТЮЗа на Липках и др. Мне странно, что критики не заметили прекрасную работу Георгия Хостикоева в «Количестве» или работу Ольги Гаврилюк, которая выпускает третий свой спектакль на «Сцене под крышей», куда попасть зрителям трудно, а эксперты «Пекторали» не видят этого... Поэтому нам всем еще есть много над чем работать...
За вклад в развитие театрального искусства «Пекторали» получили: Игорь Безгин — вице- президент Академии искусств Украины, Сергей Ефремов — худрук Киевского городского театра кукол и Елена Пальчун — старший редактор НТКУ. А «за принципиальность и бескомпромиссность, мужество и достоинство в борьбе за независимое имя украинского театра» награжден коллектив Театра русской драмы им. Леси Украинки.
«МАШИНА ВРЕМЕНИ»
Получив тяжелые пекторальные статуэтки многие поспешили к «лесинковцам» на капустник. Коллектив Театра им. Леси Украинки проводит его третий год подряд. В этот раз публике показали программу «Машина времени — Песня-80». Авторы сценария и постановщики — Евгений Лунченко и Сергей Озиряный, а также ребята Студии театра, которые тоже придумывали номера, вкрапленные в капустник. Кстати, Русская драма в марте уже провела капустник, так сказать, для внутреннего пользования, отмечая 10-летие своей Театральной студии. Некоторые наиболее интересные номера из того молодежного капустника перешли в «Машину времени». К команде молодежи подключились Николай Рушковский, Александр Бондаренко, Николай Сазоненко, Виталий Иванченко, Наталья Доля и др. Не обошли вниманием «лесинковцы» болезненный вопрос их девятимесячного конфликта с Минкульттуризмом, проверок КРУ, судебной тяжбы, которые испортили немало нервных клеток обеим сторонам.
В этот раз основное действие капустника развернулось на эстраде, правда, благодаря «машине времени» часы сдвинулись вспять и вернули зрителей в период застоя — на 26 лет назад. Звучали шлягеры советской эстрады в «лесинковской» интерпретации, хиты из зарубежья (очень понравился публике номер Стинга и хора пионеров). Смех до слех вызвала картинка «Гамлет» — а-ля Виктюк — Витас, выступления клоунов, жонглеров и др. Традиционно на капустнике показали кино — фильм «Полное мимино» с нарезкой из популярных кинолент, смешными текстовыми вставками и даже с личным приветствием от генсека Л. Брежнева. Было весело, но к финалу публика подустала, т. к. перед этим три часа «пекторалили», а затем более двух часов смотрели капустник. Впрочем, расходились по домам возбужденные и довольные: награды получили, пообщались с коллегами, посмеялись от души и с новыми силами театральные мастера теперь будут готовы радовать нас, зрителей, своим искусством, поисками и находками.
Победители премии
«За лучший спектакль драматического театра»
«Ромео і Джульєтта», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«За лучший музыкальный спектакль»
«Фауст», Национальная опера Украины
«За лучший спектакль камерного театра (малой сцены)»
«Мое столетие», Театр на Подоле
«За лучший спектакль для детей»
«Попелюшка», МТМ «Сузір’я»
«За лучшую режиссерскую работу»
Алексей Лисовец, «Ромео і Джульєтта», Театр драмы и комедии
«За лучшее исполнение мужской роли»
Ахтем Сейтаблаев, Ромео, «Ромео і Джульєтта», Театр драмы и комедии
«За лучшее исполнение женской роли»
Галина Ткач, Малу, «Мое столетие», театр на Подоле
«За лучшее исполнение мужской роли второго плана»
Петр Панчук, Возный, «Наталка Полтавка», Театр им. И. Франко
«За лучшее исполнение женской роли второго плана»
Лариса Руснак, Нуся, «Sоlо-mea», Театр им. И. Франко
«За лучшую сценографию»
Михаил Френкель, «Лісова пісня», Театр юного зрителя на Липках
«За лучшую музыкальную концепцию спектакля»
Олег Скрипка, «Наталка Полтавка», Театр им. И. Франко
«За лучшее пластическое решение спектакля»
Наталя Осипенко. «Sоlо-mea», Театр им. И. Франко
«За лучший актерский дебют»
Ольга Лукьяненко, Джульетта, «Ромео и Джульетта»,Театр драмы и комедии
«За лучший режиссерский дебют»
Светлана Шекера, «Ключа нет», Театр «Ателье 16»
Выпуск газеты №:
№51, (2006)Section
Панорама «Дня»