Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Техническая процедура

13 марта, 00:00

Имя победителя завтрашних выборов президента России известно каждому. Известно его конкурентам, известно населению, известно самому победителю, который ведет себя уже как избранный президент: отправляет в отставку правительство, назначает нового премьера и министров, причем обещает им, что в случае его избрания процедура утверждения кабинета будет чисто технической... О выборах почти не вспоминают российские СМИ — разве что по причинам чисто технического характера или же когда речь идет о событиях, косвенно связанных с предвыборной борьбой — таких, например, как изгнание кандидата на пост президента Сергея Глазьева с должности руководителя фракции «Родина» в Государственной думе... Но не стоит считать, что подобные выборы в России — первые. Они-то как раз и есть очередные. В России принято избирать действующего главу государства. Это и есть понимание стабильности на современном этапе развития российской демократии.

Единственные выборы, в которых действительно была хоть какая-то интрига — это прошедшие еще в советскую эпоху первые демократические выборы президента РСФСР, когда председателю Верховного Совета Борису Ельцину (действующему главе государства) противостояли сразу два представителя номенклатуры — консерватор Николай Рыжков, перед этим смещенный Михаилом Горбачевым с поста председателя Совета Министров СССР и либерал Вадим Бакатин, смещенный тем же Горбачевым с поста министра внутренних дел Советского Союза. Ельцин выборы, как все мы помним, выиграл — казалось, что исключительно благодаря своей беспрецедентной популярности, о которой сейчас в России вспоминать не любят. Сегодня, впрочем, ясно и то, что мы были не участниками, а свидетелями схватки нескольких номенклатурных кланов, один из которых нашел подход к большинству населения страны и утвердился у власти. Так что в переизбрании Ельцина президентом уже постсоветской России, несмотря на низкий рейтинг, никто и не сомневался — разве что Запад, который пугали коммунистической угрозой в лице соседа по дачному поселку товарища Зюганова. Как не сомневались и в том, что следующие президентские выборы обязательно выиграет человек, которого Борис Николаевич объявит своим преемником.

Так что нынешние выборы, как естественное продолжение предыдущих, оказались делом исключительно внутрикремлевским. Администрация решала две основные задачи. Первая из них — не допустить второго тура голосования, и она была решена путем устранения из предвыборной гонки сколько-нибудь серьезных противников, способных опереться на сильные организационные структуры и поддержку большого бизнеса. Вторая — обеспечить явку на выборы. Напомню, что в случае, если в выборах не будет участвовать более 50 процентов зарегистрированных избирателей, они объявляются несостоявшимися, и участвовавшие в них кандидаты лишаются возможности выставлять свои кандидатуры на следующих выборах. Эта задача и оказалась самой сложной. Насколько успешно она решена, мы и узнаем в воскресенье. Но, скорее всего, решение было найдено как раз в связи с отставкой Михаила Касьянова. Назначив премьером Михаила Фрадкова, действующий президент фактически объявил о готовности принять на себя личную ответственность за работу правительства. Для номенклатуры — и федеральной, и региональной — это важный сигнал, и он будет соответствующим образом оценен.

Все остальное к выборам имеет мало отношения. Группировки в Кремле продолжали разыгрывать привычные партии, скорее используя выборы президента как повод, чем действительно занимаясь предвыборной кампанией. Я уже писал в начале о громкой отставке Сергея Глазьева с поста лидера фракции «Родина». Глазьев — креатура одной части администрации, так называемых «силовиков». Другая часть, так называемые «семейные», хотела видеть в качестве кандидата от «Родины» бывшего председателя правления Центробанка Виктора Геращенко, но своего не добилась. Зато изгнала Глазьева из президиума контролируемой этой частью администрации Думы. Ну и что с того, интересно? Или: пламенный оппозиционер Григорий Явлинский от участия в выборах отказался, назвав их фарсом и вновь подтвердив свою репутацию нравственного политика. Зато два соратника Григория Алексеевича по партии «Яблоко» получили высокие посты... Или: Союз правых сил отказался поддерживать на выборах и Владимира Путина — нравственно, и бывшего сопредседателя Ирину Хакамаду — разумно... Но кто бросит камень в людей, ежедневно получающих сводки о высоченном рейтинге действующего главы государства? О чем тут, собственно, волноваться? Разве что о будущих должностях, финансовых потоках, взаимоотношениях — но, опять-таки, как показала предвыборная отставка российского правительства, с самой датой избрания президента все это не очень связано.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать