Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тендер на «Вервольф»

Что будет на месте бывшей ставки Гитлера? Отдать землю — готовы, а корректных идей — нет
30 января, 00:00
«Вервольф» под Винницей — едва ли не единственная в Украине памятка о войне, где воочию можно увидеть «технологии» и организационные возможности нацистов. Но уже в ближайшее время все может измениться: подземная резиденция Гитлера вскоре перейдет к новому владельцу, который выиграет объявленный Винницким облсоветом тендер на «Вервольф».

ИСТОРИЯ «ОБЪЕКТА»

...1941 год. Конец августа. Уже месяц, как немецкие войска захватили Винницу. Еще через месяц они объявят закрытой зоной сосновый лес в 8 км от города. Охранять объект будет спецподразделение гестапо.

Людей из близлежащих сел гестаповцы переселили подальше от бора и ввели спецрежим. Каждому, начиная с 14 лет, под расписку выдали документ-пропуск. Того, кто без него выходил из дома даже во двор, наказывали 25- ю ударами резиновой палки и трехдневным арестом. За потерю документа — расстреливали. Запрещалось принимать гостей, а также покидать деревню без письменного разрешения. Эта бумага спасала всю семью, когда во время очередного обыска кого-то не было дома. Что происходит в домах, гестаповцы проверяли даже ночью, светя в окна фонарями. Поэтому сидеть при свете строго запрещалось. Крестьяне даже в поле работали по расписанным гестапо часам. А урожай на прилегающих к лесу полях немцы собирали сами. Весной они запретили сеять высокорослые культуры, однако к лесу ближе чем на 100 метров приближаться не разрешали. Запрещалось даже смотреть в ту сторону, где раньше пасли скот, собирали грибы, а теперь через каждые 5— 10 шагов стояли охранники, ходили патрули и лаяли овчарки. Режим строгой секретности усиливали 2 самолета, около 20 танков, 12 зениток и пулеметы, охранявшие ставку с первого дня строительства. Все это было замаскировано. Крестьянам запрещалось обсуждать то, что они видят. Хотя они видели только вывеску «Санаторий» и слышали, что в лесу строят дом отдыха для немецких офицеров.

О Гитлере никто и не думал. Центральная зона леса, где строили его апартаменты, была обнесена двухметровой металлической сеткой и двумя рядами колючей проволоки. Кроме квартиры с собственным бомбоубежищем, был построен бассейн, кинотеатр, казино, баня, парикмахерская и так назыв аемый чайный домик. Там же была квартира для Мартина Бормана, персональных адъютантов и службы безопасности, апартаменты для начальника штаба главного командования армии, генералов, гостей, прессы и стенографистов. Для фюрера проложили асфальтированную дорогу через весь лес, а также построили водонасосную и электростанции, телефонную и радиосвязи. Из этого леса Гитлер без проблем звонил не только в Винницу, но и в Берлин. Первоочередную и самую тяжелую подземную работу осуществляли около 10 тысяч советских военнопленных. Они работали по 18 часов в сутки. 2 тысячи людей умерли во время строительства от голода, болезней; их тела немцы сбросили в силосные ямы ближайших колхозов. В этих братских могилах покоятся также несколько сотен норвежцев, которые работали на «объекте». Иногда на строительство гнали местных жителей. За 10-тичасовой рабочий день им давали 85 копеек и 200 граммов хлеба.

За полгода рабочие вырубили лес, построили наземные сооружения и вырыли в промерзлом грунте три бомбоубежища. Военнопленных, которые не умерли на строительстве, немцы вывезли. Их судьба и по сей день неизвестна. Дальнейшим обустройством «Вервольфа» занимались немцы до конца 1943 года. Работали над этим пять фирм. Что они там настроили, особенно под землей, истинно неизвестно. Во время отступления в марте 1944 года немцы сожгли наземные объекты, а подземные подорвали. Что там осталось, не знает никто и по сей день. Но каждый, кто хоть что-то слышал о «Вервольфе», имеет свою версию. Винничане «похоронили» под землей сказочные богатства, не найденные шедевры мировой культуры и слитки золота. Другие говорят о бесценных документах и даже подземном тоннеле, по которому якобы можно было приехать на авто аж в рейхстаг — продукт живого воображения.

Но в конце концов все это работает на «нацистский гений» архитектуры и строительства, который, кстати, современные исследователи «Вервольфа» не отрицают. Одна из них, винничанка Луиза Билозерова, говорит, что «Вервольф» был объединен с Бугом, а введенные на ставке Гитлера строительные технологии — не ХХ, а ХХI век.

Поэтому не удивительно, что теперешних посетителей ставки больше интересует результат строительства, а не его цена в тысячи человеческих жизней. Хотя смотреть там не на что — несколько железобетонных глыб, обросших кустарниками. В них ежегодно местные неонацисты празднуют день рождения своего фюрера. Именно это обстоятельство, расцвет антисанитарии от стихийного туризма и антипатриотические рассказы случайных гидов заставили Винницкий областной совет объявить тендер на «Вервольф». «Положили глаз» две организации, но конкретные предложения представила только одна — представитель подмосковного патронного завода. Российский производитель патронов для борьбы за «Вервольф» открыл в Виннице ООО «Ставка». Его директор Инна Сус защищает свои тендерные предложения и говорит, что зарабатывать деньги на ставке Гитлера не в ее планах. Однако уже упомянутая госпожа Билозерова уверена, что «Вельвольф» — это туристический Клондайк. Ведь, по ее исследованиям, здесь изменился ход Второй мировой войны.

«ГОРОД МЕРТВЫХ»

Впервые в свою ставку Гитлер приехал весной 1942 года. О том, что он там был, местные жители узнали только после отъезда фюрера. Тогда уменьшилось количество патрулей и разрешали работать на поле близ леса. В «Вервольфе» Гитлер находился целое лето и часть осени. От нового имения он был в восторге и замечательно чувствовал себя в сосновом лесу. Сначала. Осенью же, когда после «Вервольфа» Гитлер встретился с Германом Герингом, последнего поразило, что фюрер постарел лет на 15. Уже через неполных два года он тяжело передвигался и волочил ноги. Чувство равновесия нарушилось, и поэтому передвигаться без помощи посторонних Гитлер не мог. Как и не мог читать без сильных очков, хотя документы для него печатали на спецмашинках и со шрифтом, увеличенным втрое от обычного. А все застарелые болезни возобновились.

Автор известной книги, «Вервольф» — роковая тайна Гитлера?» историк Луиза Билозерова, проанализировав изменения в его здоровье и поведение на ставке, уверяет, что смерть Адольфа Гитлера началась именно там и, что интересно, от облучения радоном. По ее версии, апартаменты Гитлера были построены именно так, чтобы его уничтожить. Самое интересне — что в евроквартире образца середины ХХ века излучало радон? Как показали радиологические замеры в местных карьерах, откуда немцы брали стройматериалы, и обломки бетона для «Вервольфа», оставленные после подрыва ставки, облучение Гитлера было спровоцированно. Бункер фюрера, скорее всего, выдолблен в граните. Этот камень, который излучает радий, безопасен на открытом воздухе, но при распаде радия образовывается радон. Воздействия атомной радиации, облучение радоном происходят в закрытом помещении. Бункер для этого — идеальный вариант. Тем более, что радон в 7,5 раза тяжелее воздуха и оседает внизу. Трехметровые бетонные стены, которыми выложили бункер, не могли защищать от облучения, поскольку радон дает альфа-облучение, которое ничто не останавливает. Луиза Билозерова, работая с экспедицией «Гермес», которая изучала тайны «Вервольфа» и обследовала радиационные характеристики бетонных обломков ставки, рассчитала, что они содержат 120 допустимых границ концентрации радона. В гранитном бункере этот показатель может быть выше, как минимум, в 10 раз. Кроме того, в бетоне, который должен был защищать фюрера от гранита, также имеются примеси гальки.

За несколько километров, в соседнем районе, построил себе ставку Геринг. Там к бетону гранит не примешивали. Экология этих двух строительств абсолютно противоположная. Жилище Геринга — образец грамотного строительства, а ставка фюрера — как не нужно строить. Принимая во внимание, что Геринг был инициатором строительства «Вервольфа» и одним из возможных преемников Гитлера, можно догадаться, кто был заинтересован в его смерти. Это так называемый немецкий, один из трех, следов, определенных госпожой Билозеровой, которые ведут к раскрытию тайн «Вервольфа». Другие два — шведский и норвежский. Шведкой была первая жена фюрера, а норвежцы работали на строительстве ставки. И шведы, и норвежцы — нации, живущие на камнях и как никто знающие его природу и свойства. Во всяком случае, подозрительный бункер построили. И до прибытия хозяина несколько месяцев он простоял закрытым. Т.е. в идеальном состоянии для накопления радиоактивного радона — газа без цвета и запаха, который вызывает внутреннее облучение через дыхание. Для легких фюрера, потерявших свою естественную защиту в газовой атаке, в которую Гитлер попал во время Первой мировой войны, это было как смертельный приговор.

Вскоре здоровье Гитлера покачнулось. Но он был уверен в противоположном. Так, как правило, бывает со всеми облученными. Планируя летнее наступление 1942-го, Гитлер собирался захватить Сталинград и Кавказ. Над этим стратегическим заданием он и приехал работать в «Вервольф». И здесь его решение меняется. Главнокомандующего заносит. У Гитлера так называемый всплеск эйфории, когда кажется, что все под силу, а «море по колено». Поэтому фюрер уверенно отбрасывает замечания генералов. И недооценивает силы советских войск. Изменение военных планов (акцент в стратегическом задании на лето 1942 года смещается с московского направления на юг — к кавказской нефти и Сталинграду) стало роковым: госпожа Билозерова считает, что Гитлер просчитался именно в связи с постлучевой эйфорией.

Уже в концу лета у фюрера не проходит головная боль, и его настигает сердечный приступ. Он впадает в глубокую апатию и кроме шоколада и пирожных его уже ничего не интересует. Гитлера словно охватил старческий маразм, он становится нерассудительным, беспечным. И хотя Гитлер, как в 1943 году писал американский журнал «Лайф», был одним из трех людей, которых в то время больше всех охраняли, возможным убийцам удалось, если не достичь, то вплотную приблизиться к цели.

КАК ПОСТУПИТЬ МОРАЛЬНО И ЭФФЕКТИВНО?

Возможно, теперь уже и не так существенно, от чего умирал Гитлер. Да и у самих исследователей «Вервольфа» цель несколько иная. Анализируя застройку ставки, а именно квартиру Гитлера и бункер под ней, они хотят сказать о природной радиации. Неумелое строительство и сочетание стройматериалов могут создать такой бункер для любого из нас. Так, древние украинцы, в отличие от современников, никогда не копали погреб под хатой, а тем более сауну и гараж. Немало стран утвердили государственную программу защиты населения от природной радиации. Подобную программу под названием «Радон» уже приняли наши восточные соседи — российские ученые подсчитали, что их программа в рамках одного поколения может сохранить жизнь 1,5 млн. людей. Американцы же уверяют, что неконтролируемый радон в воздухе жилых и производственных помещений сокращает жизнь человека, который постоянно находится в этих домах, в среднем на 7 лет. Известная миру предсказательница Ванга назвала винницкую ставку Гитлера «городом мертвых». Но он стоит законсервированным уже 60 лет и сам по себе безопасен. Хотя, как утверждает пани Билозерова, эта безопасность может быть обманчивой. То, что подземелье «Вервольфа» до сих пор о себе не заявило, это дань немецкому качеству и Богу. По версии Билозеровой, существуют три фактора, которые несут опасность для виннитчан. Но она держит их в тайне и настаивает, чтобы новый владелец «Вервольфа», который выиграет тендер, с ними ознакомился и грамотно их заблокировал. Инна Сус уверяет, что владеет документами и научными сведениями из архивов ФСБ России и СБУ, а также информацией о ставке из других зарубежных источников. Претендент на тендер обязуется выполнить все условия экологов и МЧСников.

Согласно составленному плану новый хозяин не собирается проникать в подземелье «Вервольфа», а ограничится возведением наземных зданий. Но даже незначительное углубление в землю на территории ставки может закончиться непредсказуемо, прежде всего для здоровья туристов, предостерегает Билозерова. Тендерная комиссия, в которую входят представители местной власти, к таким прогнозам относится спокойно и уже не первый месяц решает, предоставлять ли тендер россиянам. Те же ждут. По их планам, вступив во владение весной, осенью закончить все работы по благоустройству, вложив в «Вервольф» полмиллиона гривен. Билозерова же такую спешку не приветствует, говорит, что для досконального изучения и блокирования таинственных факторов необходимо по крайней мере полтора года. Опасность «Вервольфа» она открыла вместе с несколькими учеными научной экспедиции «Гермес» под руководством российского профессора Бобровникова.

Во всяком случае, виннитчане имеют право на безопасность; как и на прозрачность событий, которые происходят вокруг «Вервольфа». Инвестора ищут не впервые. На этот раз передачу в пользование даже не назвали тендером, а объявили конкурс на лучшую концепцию благоустройства. Им ясно, что потенциальный инвестор придет в ставку не убирать территорию от мусора, тем более, никто не будет выбрасывать неизвестно на что полмиллиона гривен, не ожидая прибыли. Инна Сус говорит, что «Вервольф» им нужен для сохранения славы погибших воинов и патриотического воспитания, прежде всего — детей. Однако с каких это пор о патриотическом духе украинцев начали заботиться россияне? И насколько нам помогут его укрепить березовые рощи, которые инвестор собирается разбить на территории ставки? Принимая во внимание, что инвестор — завод оружия и в ставке он планирует открыть постоянно действующую экспозицию боевой техники, польза для Украины непонятна. Правда, уже запроектирована часовенка для поминания погибших и оберег. Надо признать, предмет малоинтересный как туристам, так и местным жителям. Потому что кто ходит к уже существующим едва ли не в каждом селе, не говоря о городах, стелам советским воинам при всем к ним уважении?

Даже не будучи экспертом в создании туристических объектов, не трудно понять, что, проектируя восстановление «Вервольфа», поиском идей особенно не обременялись. Мнение общественности и то пошло дальше. Один из ее представителей верит в успех «Вервольфа» среди туристов, но при условии другого проекта — при помощи восковых или других фигур максимально воспроизвести жизнь Адольфа Гитлера в ставке. Возможно, это правильно, ибо что ни строй и не рассказывай, а ставка всегда в первую очередь ассоциируется с личностью Гитлера. Поэтому, может, не стоит комплексовать с намерениями, играя в уважаемых и бескорыстных патриотов? Тем более, вкладывая во что- либо деньги, собственник всегда так или иначе надеется их возвратить. И вообще, весь опыт украинских «реконструкций», «восстановлений» и тому подобное, кажется, должен уже научить: начинать надо с публичных дискуссий и экспертных оценок, изучения опыта других стран. Итак, как сейчас должно выглядеть место, где когда-то была ставка Адольфа Гитлера?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать