Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Территориальная реформа на старте

10 августа, 00:00

Административно-территориальное устройство нашей страны может измениться. Более того, возможно, это произойдет уже в ближайшее время: на днях Президент Кучма подписал указ о создании комиссии по вопросам административно-территориального устройства, сообщает ИФ-Украина. Возглавит ее руководитель президентской Администрации Владимир Литвин. Комиссия будет заниматься согласованием и анализом предложений по административно- территориальной реформе и подготовкой предложений по приведению в соответствии с Конституцией страны сети поселков и поселков городского типа, а также системы советов в населенных пунктах.

Почти синхронно с появлением указа Президента (а именно — на прошлой неделе) «День» начал дискуссию о том, нуждается ли административно-территориальное устройство Украины в изменениях и какая форма этого устройства была бы оптимальной для нашей страны. Сегодня мы продолжаем обсуждение и предлагаем нашим экспертам и читателям газеты высказаться на тему: «Административно-территориальная реформа в Украине: ее предпосылки, содержание и последствия».

Вадим КАРАСЕВ, политолог, харьковский филиал НИСИ:

— Административно-территориальное деление — это не просто проблема территориального деления страны. Прежде всего — это проблема власти. Существующая система административно-территориального деления досталась Украине в наследство от советских времен. Это наиболее рельефный и значимый рудимент советской системы власти и государства, который остался в наследство от советских времен.

Сейчас идет борьба трех тенденций властвования и функционирования политической системы: между административными рычагами власти, финансово-медиа-политическими и собственно политическими ресурсами. Именно административное начало во многом завязано на современном административно-территориальном делении. Для того, чтобы изменить соотношение этих сил в пользу более эффективных ресурсов власти — собственно политических ресурсов — необходимо это деление изменить. Т.е. эта реформа необходима для того, чтобы перейти от чисто административных механизмов властвования к механизмам, которые оптимально сочетали бы административные и политические механизмы властвования.

При этом она не должна сводиться к чисто территориальным изменениям. Она должна входить в состав масштабной конституционно-политической и общегосударственной реформы, в комплекс мер по реформированию власти. Эпоха первоначального посткоммунизма закончилась, и мы вступаем в эпоху постнезависимости. Сейчас стоят на очереди задачи выстраивания оптимальной системы устройства государства и общества. Поэтому изменение системы административно- территориального деления и снижение влияния административного фактора должно сопровождаться стимулированием партийно-политического фактора, институциональными изменениями в партийно-политической системе. Для того, чтобы не возникла ситуация аморфного общества, дефицит административных рычагов должен обязательно сопровождаться ростом партийно-политического влияния.

Наконец, эта реформа имеет очень важное коммунальное измерение, связанное с оптимизацией соотношения центральной и местной властей. До сих пор, несмотря на новое законодательство, в том числе закон о госадминистрациях и закон о местном самоуправлении, оптимальная модель такого соотношения не выстроена. Это видно по тому, как складываются взаимоотношения на уровне региональных властей: либо уния мэра и госадминистрации, либо война. Оба варианта имеют большие недостатки: в первом случае административно-государственное начало доминирует и местное самоуправление не действует, во втором случае — система власти не работает на уровне городов, крупных регионов. И именно административно-территориальная реформа сможет способствовать оптимальной организации власти на местах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать