Тест на прозрачность. Газа
О чем, собственно, шла речь и чем закончились многочасовые «газовые» переговоры премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москве? Такой вопрос задают даже те, кто внимательно следил за ходом ее визита в Москву. Более того, по всей видимости, какой-то конкретной информацией до сих пор не располагают даже на вершине власти. Об этом свидетельствует вчерашнее заявление главы Секретариата Президента Виктора Балоги, в котором сообщается, что Тимошенко подробно отчитается... на традиционной встрече с Президентом и председателем Верховной Рады в понедельник.
При этом Балога недвусмысленно намекнул на низкую результативность двухдневной командировки премьера: «Визит Ю.Тимошенко в Москву засвидетельствовал, что поиск результата только тогда будет успешным, когда все усилия будут направлены на единую цель и согласованы». Искусный политик должен уметь закамуфлировать свою главную мысль. И Балога успешно использует этот прием, особо выделяя позитивные моменты в рецензируемой работе. Так, по его мнению, важным является понимание правительством всего комплекса проблем в отношениях между Украиной и Россией в сфере газоснабжения: «Кабинет Министров воспринял слова Президента о том, что страна не может жить в долг, как решительную директиву расплатиться по счетам вовремя и сполна. Другого варианта для дальнейшего развития взаимоотношений с Россией в энергетике нет». И, конечно же, Балога не преминул подчеркнуть, что проведенные Тимошенко встречи и переговоры в Москве стали практическим продолжением договоренностей между президентами Виктором Ющенко и Владимиром Путиным, и прежде всего это касается их решения о том, что оплата за потребленный в 2007 году газ будет осуществляться по прошлогодним контрактным ценам. Следующей задачей для Кабмина является разработка соглашений между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» о поставках газа на взаимовыгодных основах, с чем согласились два президента. «Глава государства ждет от правительства конкретных предложений», — сообщает глава Секретариата.
Существование соперничества за газовые лавры явно просматривается и в заявлении Секретариата Президента, где кого-то неизвестного, причем именно 21 февраля, предупреждают о персональной ответственности за несоблюдение директив Президента. Было ли это предупреждающим демаршем или для этого имелись конкретные факты? В любом случае, помнится, таких заявлений не было даже во время зарубежных поездок теперь уже экс-премьера Виктора Януковича...
Между тем в Киеве ретранслятором газовых идей Тимошенко и ее адвокатом выступал первый вице-премьер Украины Александр Турчинов. «Мы считаем, что нет необходимости создавать СП, чтобы помогать Украине работать на внутреннем рынке газа», — разъяснял он журналистам в пятницу, утверждая, что «Нафтогаз Украины» способен самостоятельно работать на внутреннем рынке. Как полагает Турчинов, премьер-министр Юлия Тимошенко в ходе визита в Москву смогла донести российской стороне, что смена посредников не является решением. А вот что сказала по этому поводу она сама: «Во время наших многочасовых переговоров с «Газпромом» мы наметили четкий план сброса с Украины этого «ярма», которым являются RosUkrEnergo и «УкрГазЭнерго».
В этом, безусловно, есть, причем даже и не одно, зерно истины. Но не входит ли продолжающееся «гонение» на посредников со стороны Тимошенко в явное противоречие с озвученными договоренностями между президентами Украины и России о создании двух новых совместных предприятий для работы на украинском рынке?
Кроме того, прозвучавшая из уст Балоги похвала Тимошенко за понятливость в деле оплаты «вовремя и сполна» по газовым счетам выглядит, скорее, как попытка выдать желаемое за действительность. В подтверждение этого можно привести выдержки из беспрецедентно жестких высказываний Президента, прямо напоминающих обстановку жаркого лета 2005 года.
Ситуация, когда Киев не платит за российский газ, по словам Виктора Ющенко, «заслуживает самой негативной оценки». «Что может быть ответом на такое непоследовательное поведение? Я откровенно скажу: вектор принимаемых решений может быть очень широк. И это уже касается вопросов безопасности страны, ритмичного снабжения ресурсами, успешной работы нашей экономики и других вещей, которые, может быть, относятся уже не к прикладной части наших отношений, а к морально-этической их стороне», — сказал Президент, и эта лексика, широко использовавшаяся в период, когда на повестке дня были досрочные выборы в парламент, показывает, что Ющенко, как говорится, вне себя.
Что думают по этому поводу в экспертном сообществе? Известный аналитик нефтегазовой сферы Михаил Гончар так прокомментировал «Дню» итоги визита Тимошенко в Москву: «Все стороны, задействованные в переговорном процессе, начиная с президентского и премьерского уровня и заканчивая корпоративным, интерпретируют итоги визитов в Москву в свою пользу. Это лишний раз говорит о том, что реальные результаты не были, да и в принципе не могли быть достигнуты. Переговорный процесс, безусловно, начат и идет, но фундаментальных изменений за такое короткое время достичь, по сути, невозможно даже в том случае, если бы была добрая воля сторон. Дело в том, что запущенная в июле 2004 года схема «РосУкрЭнерго» с базовым контрактом, рассчитанным на четверть столетия — до 2028 года — приобрела слишком серьезный запас прочности. И если даже сторонам на самом высоком уровне удастся достичь определенного понимания, это еще не означает, что они смогут провести свои решения в жизнь и переформатировать систему газовых отношений. А звучащие по этому поводу заявления имеют явный характер пиара, тогда как другая сторона их явно или скрыто дезавуирует и истолковывает все в свою пользу. Главная причина всего этого — отсутствие прозрачности в этом секторе как в Украине, так и в газовой торговле во всем мире. Украина тут проигрывает, в том числе и информационно. Даже Еврокомиссия, которая в 2005—2006 годах была преимущественно на украинской стороне, сейчас заняла очень осторожную позицию»...
Выпуск газеты №:
№34, (2008)Section
Панорама «Дня»