Точка выбора
Украина снова оказалась в центре мирового внимания. «Нью- Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост» посвятили ей передовые статьи. В то время как, похоже, все сходятс я во мнении, что Россия становится все более авторитарной и практически потеряна для дела демократии, Украина остается важным партнером и может пойти по любому из двух путей — склониться в сторону российской авторитарности и места в сфере влияния этой страны или же стать демократической нацией, движущейся ко вступлению в НАТО и ЕС. Кажется, Запад оказался в растерянности: слишком сильное давление может толкнуть Украину в объятия России, а недостаточно сильное — превратиться в излишнюю уступчивость в вопросах, имеющих отношение к основным западным ценностям.
Ситуация выглядит следующим образом: те, кто получил выгоду от связи с властью, боятся, что в случае победы оппозиции может произойти перераспределение собственности и финансов в пользу тех, кто ее поддерживал. Народ как таковой, не будучи организован в те строительные кирпичики, из которых состоит гражданское общество и на которых держится самоуправление западного образца, по большому счету, остается за скобками уравнения «власть — оппозиция». Для того, чтобы интегрироваться в евроатлантические институты, Украина должна следовать правилам, установленным теми, кто создал эти институты и является их членом. Насколько она будет им следовать, зависит от того, не заденет ли это интересы тех, кто заправляет делами в стране на самом деле.
Возможно, Карл Маркс во многом ошибался, но кое в чем он был прав; например, в том, что, если хочешь понять общество — надо взглянуть на его правящий класс. Кто входит в украинский правящий класс? Я сказал бы, что он вырос из номенклатуры и управленцев Украинской ССР, которым удалось конвертировать свои политические связи в деньги, которые, в свою очередь, принесли им еще больше денег и власти. В условиях не вполне свободной экономики часто бывает трудно доказать, кто чем владеет или контролирует, но чаще всего и так понятно, кто есть кто. Они были воспитаны в традициях солдат Коммунистической партии, боровшихся с любыми признаками «украинского буржуазного национализма», т.е. стремления к независимости Украины. Теперь же они оказались во главе независимого государства, преданность их которому всегда была под большим вопросом. Нельзя отказать им в определенных достижениях. Но вопрос состоит в том, насколько реально их превращение в европейскую национальную элиту. Адаптируются ли они к Западу, к которому, по их же словам, хотят присоединиться, или устремятся на Восток, навстречу таким же персонажам, с которыми слишком давно и слишком хорошо знакомы? Сегодня Украина действительно находится на поворотной точке. Никто не знает, каким путем она пойдет.
Выпуск газеты №:
№42, (2004)Section
Панорама «Дня»