Перейти к основному содержанию

Торговый флот Украины выбросил белый флаг

Из 300 судов у Черноморского пароходства осталось только 10
19 ноября, 00:00

Заметим: как и раньше, торговая флотилия продается иностранной фирмой без ведома и разрешения Фонда госимущества Украины. (Как сообщил «Дню» начальник отдела отчуждения ФГИУ Николай Грицай, Фонд вопросами ЧМП не занимается). Заместитель председателя госдепартамента морского и речного флота Минтранса Украины Виктор Трембовицкий с корреспондентом «Дня» о незаконной распродаже торгового флота говорить отказался. «Это наша коммерческая тайна», — мотивировал свою позицию В. Трембовицкий.

«В течение нескольких месяцев мы выдвигаем предложения взять под контроль ситуацию «распродажи», — заявил «Дню» заместитель министра транспорта Владимир Севрюков. — Но решить проблему пока не удается. Сейчас наши эксперты работают с «Сильвер лайн», но некоторые специалисты этой компании вопреки нашим требованиям предъявить соответствующие документы о том, кто дал право продавать десять украинских судов, ведут их распродажу, отказываясь показывать документацию. В связи с этим на текущей неделе планируется все же подписать соглашение с «Сильвер лайн» об осуществлении аудиторско-кредиторской проверки задолженности. Я думаю, что в рамках этой ревизии мы проверим и объем нашего долга компании «Сильвер лайн».

Ныне доведенную до банкротства компанию, оперировавшую в 1991-м почти тремя сотнями судов и имевшую $388 миллионов чистой выручки, пытаются выдать за предприятие, способное возродиться, как только начнется акционирование его имущества. Не ради ли этого в Кабмине «упустили из виду» даже тот факт, что Октябрьский райсуд Одессы принял недавно постановление — готовить к продаже на публичных торгах и недвижимость пароходства в виде детсадов, гостиницы и других объектов? Чтобы удовлетворить сотни справедливых исков моряков о погашении администрацией ЧМП задолженности по зарплате...

В течение последних недель правительство демонстрировало «обеспокоенность» состоянием дел в морской отрасли. На заседании Кабмина работа Минтранса по стабилизации деятельности отрасли уже в который раз признана недостаточной. Однако решающая часть кабминовского постановления преисполнена бодростью и оптимизмом: «доделать в месячный срок проект мер по выходу отрасли из кризиса — «Программу развития морского и речного транспорта Украины до 2005 года». Минтрансу, Минэкономики и Фонду госимущества — реструктуризировать долги ЧМП перед иностранными кредиторами, совершенствовать структуры и финансовые схемы управления пароходством...

Словом, ни единого упоминания о банкротстве главной судоходной компании государства, о чем уже не раз откровенно заявляли руководители Одесщины. Только — традиционный набор инструментария для преодоления кризисных явлений и еще выделение правительством $2,7 миллиона для репатриации экипажей судов, два-три года назад арестованных за долги ЧМП в портах различных стран. Но в том-то и дело, что практически ни один из пунктов правительственного решения невозможно реализовать. В том числе — возвратить в Украину экипажи с гниющих в чужих портах судов. Ибо, по поданным расчетам специалистов, на проведение зарубежных операций «освобождения моряков из долговой ямы» нужно по меньшей мере $8 миллионов. Поэтому по существу речь идет не о реальном решении проблем, а скорее об обычном очковтирательстве...

Ведь на самом деле механизм банкротства Черноморского пароходства давно крутится. Под прямым операторством ЧМП, ныне возглавляемым Сергеем Мелащенко, фактически не находится ни одно из действующих в международных водах судов. В Неапольском порту четвертый год гниет под арестом пассажирский лайнер «Одесса» (с момента вердикта судьи стоимость судна «упала» втрое — до $9 миллионов). «На приколе» в Ильичевском порту ржавеют последние из пассажирских «могикан» — лайнеры «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели», поскольку за пределами Украины могут быть арестованы кредиторами в любом порту. Еще десятки торговых судов пребывают за границей в стадии продажи «с молотка» или в предпродажном ремонте...

Если уточнить, что за неуплату 150-миллионных долгов ЧМП уже подвергались арестам в инопортах и суда Украинского дунайского пароходства, то эти итоги и являются действительными последствиями «морской» политики руководства Украины. Таким же неоспоримым фактом является то, что никто, кроме Павла Кудюкина, не был привлечен за это к надлежащей ответственности.

Не перестает удивлять другое: валютный счет пароходства, как и раньше, продолжают обходить суммы в десятки и сотни раз более значительные. В прошлом году за продажу «с молотка» судов ЧМП в Роттердамском и других портах валютная выручка, по словам тогдашнего президента ЧМП Александра Диордиева, составила несколько десятков миллионов долларов США, но во всяком случае $22 миллиона так и не дошли до пароходства, пока им руководил Диордиев. Напрасно силился он разобраться в проблемах «уплывания» средств и десятков наиболее прибыльных судов в дебри неподконтрольных офшорных компаний. В столичных кабинетах и коридорах власти дали понять: не твоего уровня дело!

Что же выходит? За долги пароходства, в том числе и перед тысячами моряков, отвечает руководство ЧМП, а валютная выручка за эксплуатацию более 70 высокорентабельных балкеров уплывает на неподконтрольные пароходству банковские счета? Естественно, что рассчитаться с кредиторами или платить морякам зарплату при такой оригинальной схеме управления «офшорным» флотом ни предыдущее, ни нынешнее руководство ЧМП не в состоянии, ибо по внутренней «логике» весьма напоминает она явления виртуального мира...

На грустные размышления наводит и тот факт, что руководство государственных и правоохранительных структур игнорирует не только выводы парламентской комиссии, привлекавшей в прошлом году внимание к многочисленным противозаконным деяниям высоких должностных лиц, причастных к разбазариванию имущества и валютных средств ЧМП. «Не произвел впечатления» на руководителей киевских ведомств даже вердикт Одесского арбитражного суда, который рассмотрел дело № 5/151 о незаконном отчуждении ряда судов ЧМП, неправомерную передачу имущества от имени Минтранса Украины под залог и тому подобное. Никто из высокопоставленных лиц, начиная от бывшего заместителя министра транспорта Александра Золотоверха до экс-президентов ЧМП Алексея Коваля, Александра Стогниенко, экс-вице-президента ЧМП Анатолия Антонова, так и не привлечен к ответственности.

Многие одесские моряки придерживаются мнения, высказанного корреспонденту «Дня» Владимиром Севрюковым: «Считаю, что судили президента за какие-то второстепенные дела, а не за главные».

Прокурор Одессы Анатолий Меденцев, возглавлявший следственную группу Генеральной прокуратуры Украины, которая вела дело Кудюкина, не стал скрывать: «Николаевский облсуд рассматривал дело Кудюкина в объеме выдвинутого обвинения. И по лицам, и по статьям Уголовного кодекса, и по эпизодам, которые расследовали органы предыдущего следствия. Расследование же эпизодов о незаконной распродаже судов продолжается. Просто сроки следствия приходится продлевать из-за зарубежных командировок следователей, добывающих необходимые документы. Нельзя также сказать, что следствие «отрубило» упомянутые эпизоды по тем или иным мотивам. Есть объективные причины. Поэтому я могу только констатировать, что по некоторым эпизодам решения пока что не приняты. А вообще считаю вынесение приговора по результатам расследования этого резонансного дела большой победой».

Однако для торгового флота она может оказаться пирровой. Ведь за кадром остался вопрос, с чьего ведома и по чьему приказу продолжается распродажа за полцены многомиллионного украинского государственного имущества морской отрасли, считающейся везде в мире, по словам, кстати, главы государства Л. Кучмы, «курицей, несущей золотые яйца», и кому за это положено нести ответственность? И не является ли распродажа флота реальным ослаблением могущества страны, а следовательно, и вопросом национальной безопасности?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать