Тормози!
Эксперты «Дня» знают, как в Киеве «европеизировать» неевропейский транспорт
Эта неделя ознаменовалась в жизни столицы забастовкой водителей маршрутных такси, которые пообещали властям и украинцам устроить всеукраинский протест в случае, если их требования не будут удовлетворены. Перевозчики отказались возить пассажиров, аргументируя это низкой платой за проезд. Они утверждают, что разовые проездные билеты стоимостью 1—1,75 гривни уже не покрывают текущие расходы перевозчиков на горючее и смазочные материалы...
Однако транспортного «паралича», который прогнозировали частные перевозчики, в Киеве не случилось, и жители города без особых проблем все-таки добирались до своих рабочих мест. Правда, возможно, кое-кому пришлось немного больше времени постоять на остановке. С другой стороны, на дорогах уменьшилось количество автомобилей, а следовательно, стало легче дышать киевлянам. Ведь, судя по исследованиям специалистов Центральной геофизической обсерватории МЧС Украины, загрязнение воздуха в столице уже достигло критической отметки. Главным загрязнителем считается автомобильный транспорт, поскольку, согласно приблизительным подсчетам, ежедневно в атмосферу выбрасывают вредные вещества свыше миллиона автомобилей. На примере столицы эксперты «Дня» предлагают свои варианты решения транспортной проблемы и улучшения экологической ситуации. Рано или поздно это придется решать всем крупным городам Украины.
Иван САЛИЙ, депутат Киевсовета, член постоянной комиссии транспорта и связи:
— Чтобы изменить экологическую ситуацию в Киеве и решить транспортную проблему, по моему мнению, в первую очередь следует развивать метрополитен. Необходимо в 4—5 раз построить больше станций, чем есть сегодня. Из наземных видов транспорта следует отдать приоритет трамваю, но не в таком виде, как сейчас: рельсы и вагоны должны соответствовать мировым стандартам. Например, во многих европейских столицах трамваи ходят по старинным городским улочкам и не мешают движению других видов транспорта. Рельсы же там находятся на уровне с асфальтом, поэтому свободно ездят машины и ходят пешеходы. Сами же трамваи — очень комфортные для пассажиров и фактически работают бесшумно. Поэтому в столице в тех местах, где жители определят, нужно возрождать трамвайное движение. Еще в городе есть прекрасная возможность перевозить пассажиров по кольцевой железной дороге, особенно это стоит делать в часы «пик». В связи с этим в Министерстве транспорта Украины обсуждалась идея, чтобы, скажем, с 7 до 10 утра останавливать грузовые поезда и перевозить в это время пассажиров. Эту мысль поддержали и в правительстве, но столичная власть не спешит ее реализовывать. Не следует забывать и о троллейбусах и больших автобусах, которые за раз могут перевозить несколько десятков пассажиров. Что касается маршруток, то они должны быть в тех местах, где невозможно пускать другие виды транспорта. Например, «Киевпастранс» сегодня имеет до 500 своих маршруток. Ликвидировать же частные маршруты у нас нет никаких юридических оснований — это может сделать только конкуренция. Поэтому, если выставляется на конкурс какой-то маршрут, коммунальное предприятие вправе выставить свои автомобили. Но, хочу заметить, что таких маршруток, как у нас, в столицах европейских государств нет. Взять хотя бы Лондон, там частным перевозчикам отдали автобусы, остановочные комплексы, рекламу на транспорте, стопроцентно дотируют, но требования к качеству тоже предъявляются чрезвычайно высокие. Еще, чтобы не было на улицах заторов, нужно строить подземные паркинги и ограничить строительство в центре города офисов и жилых домов.
Виталий РЕВА, президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков:
— Киев — единственный город в Украине, где активно развивается коммунальный транспорт. Здесь в коммунальной собственности насчитывается восемь автобусных парков, и они ежегодно закупают 100—150 автобусов большой и сверхбольшой вместимости. В последнее время автопарки начали закупать и маршрутки, сейчас их в Киеве около 700. Но общее количество коммунальных автобусов, которые выходят на маршруты, вдвое меньше, чем это было несколько лет назад. Также уменьшилось число троллейбусов и трамваев. Поэтому этот вакуум заполнили маршрутки, которых сегодня насчитывается в Киеве около трех тысяч. В связи с тем, что в городе не существует утвержденной схемы оптимальной сети автобусных маршрутов, при конкурсах на перевозку нет четких требований, какой подвижной состав следует выставлять на маршруты, по всему городу начали ездить маршрутки (в том числе и дублируя маршруты общественного транспорта). По нормативам, от общего количества автобусов их должно быть до 10 %, на самом же деле количество выше более чем в три раза. Однако, считаю, частные перевозки имеют право на существование. Действительно, это отражается на качестве воздуха и вызывает заторы, но альтернативы маршруткам сегодня не существует. Требования перевозчиков повысить стоимость проезда считаю справедливыми, так как в последнее время значительно возросла стоимость горючего, смазочных материалов, запасных частей, а тарифы остались прежними. А еще я за то, чтобы за счет бюджета не закупали маршрутки, а покупали большие автобусы. Это также будет способствовать снижению загрязненности окружающей среды. А то выходит, что власть противоречит сама себе — выступает против маршруток и вместе с тем их закупает. Убежден, если отменить частные перевозки, это создаст в столице значительную транспортную проблему. Другое дело, что существуют справедливые обвинения, что водители маршруток нарушают правила дорожного движения, ездят по тротуарам, перевозят стоячих пассажиров, не выдают билетов. Такого не должно быть. Считаю, что частным перевозчикам следует создать равные условия с коммунальными и в то же время поставить требования относительно соответствия автомобилей современным стандартам и качеству перевозок.
Юрий УРБАНСКИЙ, заместитель председателя Национального экологического центра Украины:
— Развивать нужно не сеть маршрутных такси, как это делается сейчас, а коммунальный транспорт — троллейбусы, автобусы и трамваи. К сожалению, дальше разговоров не пошел и проект превращения железнодорожного сообщения в наземное метро. Стоило бы по кольцевой железнодорожной линии пустить электрички, что облегчит жизнь жителям многих районов города, там где нет метро. Например, чтобы доехать до Радужного, нужно либо ждать в заторах на Московском мосту, либо добираться метрополитеном с несколькими пересадками. А если бы ходили поезда по железнодорожному кольцу, то таких проблем не существовало бы. Я побывал в разных европейских городах мира, то там, несмотря на заторы, можно беспрепятственно доехать из одного пункта в другой, поскольку для общественного транспорта созданы специальные полосы. По моему мнению, вместо того, чтобы частным перевозчикам давать дотации из городской казны, целесообразнее эти средства направить на увеличение количества транспортных единиц большой вместимости.
Андрей ХОРОЛЬСКИЙ, вице-президент Автомобильного клуба Киева:
— Убежден, что приоритет на столичных улицах следует отдать электротранспорту. Также следует создать условия, чтобы коммунальный транспорт ездил по улицами по графикам, чтобы люди знали, когда на остановку подъедет тот или иной троллейбус или автобус. Ведь сегодня проблема не в самом транспорте, а в бесперебойности его движения. Что касается дальнейшего развития метро, то я считаю, что это очень дорого для города. Согласно подсчетам экономистов, прокладка одного километра метрополитена стоит 10 миллионов гривен и на это требуется 1,5—2 года строительства. На эти средства можно закупить немало современ ных троллейбусов. А еще у нас следует внедрить европейскую практику: в европейских городах если на полосу, выделенную для общественного транспорта, заезжает автомобиль, его немедленно останавливает полиция и выписывает водителю солидный штраф. Во всем мире, кроме разве что Украины, общественный транспорт на дорогах имеет преимущество в движении. Что касается маршруток, то без них транспортного коллапса не случится, но политика городских властей должна быть направлена на удовлетворение потребностей киевлян — если они предпочитают коммунальный транспорт, то именно он должен развиваться в городе, а там, где жители хотят, чтобы ходили маршрутки, то они и должны быть. Экологическую же ситуацию может решить электротранспорт и использование в автомобилях альтернативных бензину видов горючего (водород, масло, спирт и т.д.).
Лариса СКОРИК, архитектор:
— В первую очередь должен быть четкий контроль за состоянием выбросов автомобилей. В автомобилях следует использовать новейшие технологии (в частности, устанавливать специальные фильтры), ведь ни в одной европейской столице мира в атмосферу не попадает сколько вредных выбросов, сколько у нас. Поэтому нужна автомобильная милиция, которая четко будет контролировать транспортные выбросы. Утверждение некоторых экспертов, что экологию спасет трамвай, в наше время я считаю наивным. К примеру, возьмем хотя то, сколько проблем возникает на площади Победы (которая и так загружена автотранспортом), когда там останавливаются трамваи с двумя вагонами! По моему мнению, трамвайные линии должны пролегать на окружных дорогах или далеко от городской инфраструктуры. Но тогда возникает вопрос: зачем они нужны? Поэтому трамваи экологии вряд ли помогут. Улучшить состояние окружающе й среды, по моему мнению, может только современный транспорт с минимальными выбросами. Центральная часть Киева должна последовать примеру центра Лондона, куда наземный транспорт вообще не допускается. Но решить транспортную проблему в Киеве без строительства новых мостов и многоярусных развязок, по моему мнению, невозможно. Как минимум, нужно построить хотя бы шесть новых мостов и несколько тоннелей, ведь такой рельеф, как в Киеве, просто создан для них. Кстати, вопрос тоннелей поднимается еще с 1985 года, когда транспорта в городе было мало. Узкие же улицы следует максимально освободить от наземного транспорта. Маршрутки, считаю, имеют право на существование (так, как сегодня работает коммунальный транспорт, можно на остановке простоять полдня), но у частных перевозчиков должны быть высококлассные водители и современные автомобили.
Выпуск газеты №:
№48, (2008)Section
Панорама «Дня»