Тоталитаризм как состояние души
Вчера в разных концах бывшего СССР произошло два события, казалось бы, не связанных друг с другом. В Национальном художественном музее в Киеве открылась выставка «Тоталитарное искусство», на которой представлены шедевры соцреализма. А в западно-грузинском городе Зестафони завершалась подготовка к открытию памятника Сталину, которому сегодня исполнилось бы, согласно новейшим историческим изысканиям, 120 лет.
Роднит эти два события одно: именно в период правления Иосифа Виссарионовича так называемый «социалистический реализм» получил путевку в жизнь. Свою задачу он выполнил: всеобщее — десятилетиями — отупление масс и возведение в ранг святых многочисленных вождей способствовали распространению во все концы света единственно верного учения.
Выставка в Киеве уникальна: почти все представленные на ней экспонаты пролежали в запасниках Национального музея не один десяток лет. Причиной их забвения, как и причиной сотворения, была идеология: как можно, развенчав культ очередного политического монстра, не отправить в неизвестность его портрет? А после, по этим же канонам написать другой «шедевр» для ныне здравствующего руководителя (вспомните, как два года назад, соревнуясь за право изготовить «Юбилейный подарок Президенту», «независимые» украинские художники представили немало «оригинальных и свежих» вариаций композиции «Грушевский—Кравчук—Кучма»). И что с того, что снесли памятники Ленину и сняли со стен его портреты: спрятать тоталитарное искусство значительно проще, нежели избавиться от тоталитаризма внутри себя. Тоталитаризм — это не соцзаказ. А состояние души...
Несколько дней назад памятник Сталину открыли и в другом западно-грузинском городе — Самтредиа. «Это не просто ностальгия. Это демонстрация недоверия нынешним властям, которые лишили свой народ тепла, света, работы», — сказал корреспонденту «Дня» внук вождя 62-летний Евгений Яковлевич Джугашвили, возглавляющий грузинское общество идейных наследников Сталина.
Ностальгируют по твердой руке не только в Грузии. В ближайшее время Евгений Джугашвили отправится в Минск. Во-первых, он сыграет роль собственного деда в двухсерийном фильме белорусских кинематографистов «Момент истины», повествующем о событиях Великой Отечественной войны. Во-вторых, собирается встретиться с Александром Лукашенко, чтобы договориться об открытии общества сталинистов в Беларуси.
Слабая власть в обществах, становящихся на путь демократии, неминуемо способствует росту числа сторонников «железной руки» и «стальной воли». Только тогда, когда у нас будет дееспособная власть, сила которой зиждется на признании ее народом и соблюдении ею прав и свобод граждан страны, люди не будут ностальгировать по тоталитаризму, а тоталитарное искусство будет восприниматься с точки зрения искусства, а не политики.
КОММЕНТАРИЙ
Георгий КРЮЧКОВ, председатель Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, фракция КПУ:
— Нищая, голодная страна. И за двадцать лет она стала, по сути, сверхдержавой, в которой были осуществлены огромные преобразования. Но была и негативная сторона, трагическая. Это сейчас нам легко об этом рассуждать, но раньше была совсем другая обстановка. После Сталина таких ярких личностей в нашей истории уже не было...
Александр ЛАВРИНОВИЧ, фракция Руха:
— Не стоит забывать такие страницы истории. И надо всегда помнить, как провозглашение благ, всеобщего народного счастья оборачивается не просто бедой, а трагедией целого народа. ТАКИЕ имена как Иосиф Сталин необходимо выписывать отдельной строкой, как напоминание о том, чем заканчивается царствование тиранов.
Выпуск газеты №:
№243, (1998)Section
Панорама «Дня»