Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Трансформация по-словацки

07 марта, 00:00
Сегодня, 7 марта, начинается рабочий визит Президента Украины Леонида Кучмы в Словакию, куда украинского лидера пригласил его словацкий коллега Рудольф Шустер. Визит продлится до 10 марта. А на днях в издательстве Социал-демократической партии Украины (объединенной) «Основні цінності» увидела свет книга воспоминаний президента Словацкой Республики Рудольфа Шустера «Ультиматум». Об этой книге, а также об истории Словакии, личности ее руководителя, многих аспектах современных взаимоотношений Украины и Словакии — в комментарии эксперта по украинско-словацких отношениям Светланы МИТРЯЕВОЙ.

— Хорошо ли, на ваш взгляд, украинские читатели знакомы с прошлым и современностью Словакии?

— Образованный украинский читатель немного разбирается в новейшей истории Чехии и имеет по этому вопросу ряд стереотипов — «пражская весна», Вацлав Гавел, «бархатная революция», пльзеньское пиво, автомобиль «Шкода» и т.д. Что же касается Словакии, то в художественной среде Украины известны драматург Освальд Заградник (блестящую пьесу которого «Долететь до Милана» недавно поставил Киевский театр имени Леси Украинки) и Энди Уорхол — знаменитый американский художник словацкого-украинского происхождения.

Правда, в Украине известно имя выдающегося политика социал-демократа Александра Дубчека, смерть которого была тяжелой потерей для словацкого и чешского народов. Искренний сторонник социал-демократических идей, Александр Дубчек олицетворял лучшие черты европейской ментальности — толерантность, склонность к диалогу и демократизм.

Содействовать же восприятию украинцами целостной картины словацкой общественной жизни может знакомство с книгой президента Словацкой Республики Рудольфа Шустера, которая только что вышла на украинском языке.

Рудольф Шустер, или как его называют близкие друзья, Рудко, родился 4 января 1934 г. в г. Кошице в Восточной Словакии. В 1959 г. он закончил Словацкий технический институт в Братиславе (специальность — инженер- строитель) и аспирантуру по экологии на горном факультете Технического института в г. Кошице. Кандидат наук в области экологии. Свою трудовую деятельность начал в 1960 г. с должности проектанта Краевого сельскохозяйственного проектного института в Братиславе, потом — ассистент Института гидрологии и гидравлики Словацкой Академии наук, позже — управляющий инвестиционным отделом Восточнословацкого металлургического комбината в Кошице, впоследствии — управляющий секретариата и технический ассистент директора предприятия. В 1974 г. он переходит на работу в Кошицкий Народный Совет, определенное время выполняет функции его главы, а впоследствии и председатели Словацкого Народного Совета. 1990—1992 г. — Чрезвычайный и Полномочный Посол ЧСФР в Канаде. В период с 1983 по 1999 гг. трижды избирается мэром Кошице. Будучи основателем и руководителем Партии общественного понимания (1998 г.), избирался депутатом Народного Совета Словацкой Республики. На президентских выборах 1999 г. Шустер одержал победу над Владимиром Мечияром, получив 57% голосов против 43% последнего. Р. Шустер — почетный доктор Технического университета, почетный доктор инженерии, кандидат наук, член Союза словацких писателей, почетный член Словацкой палаты инженеров-строителей. В его литературном багаже — больше 20-ти книг. Он основатель музейной экспозиции в г. Медзив (Музей истории словацкой документальной кинематографии). Владеет русским, английским, немецким и венгерским языками. Женат, имеет сына и дочь. Словом, это высокообразованный человек с широким кругозором и чрезвычайным интеллектом.

— Пожалуйста, вкратце об истории Словакии.

— Коротко очень сложно, но я попробую. Словакия заселена славянами с середины первого тысячелетия н.э. Входила в государство Само (VII в.), потом в Великоморавское государство (IX—X вв.), с XI в. — в состав Венгерского Королевства, с XVI в. — в империю Габсбургов.

После распада Габсбургской монархии в октябре 1918 г. на основе объединения Чехии, Словакии и Закарпатской Украины было создано новое государство — Чехо-Словацкая Республика (ЧСР). По Венскому арбитражу 2 ноября 1938 г. ЧСР была вынуждена отдать Венгрии часть территории южной и восточной Словакии. В марте 1939 г. было создано формально самостоятельное Словацкое государство, которое фактически подчинялось фашистской Германии. Кстати, в 1990 году Словацкий парламент осудил репрессии, проводившиеся во времена профашистского режима, и извинился перед их жертвами.

29 августа 1944 г. антифашистские силы Словакии при участии регулярных формирований словацкой армии начали широкомасштабное восстание, которое затем переросло в партизанскую войну. В знак признания заслуг Словакии во время национального восстания после завершения второй мировой войны Словакия была отнесена к странам-победительницам.

В начале 1945 г. была восстановлена Чехословацкая Республика, которая с 1948 по 1989 г. относилась к странам советского блока. После выборов в 1992 году правящие политические силы в ЧСФР достигли договоренности о прекращении существования федерации и создании двух самостоятельных государств — Чешской и Словацкой Республик. С 1 января 1993 г. Словацкая Республика (СР) является самостоятельным демократическим государством.

— Чем интересен государственный строй этой страны?

— В Словакии действует парламентская модель власти и существует четкая система политической ответственности. То есть правительство формируется представителями политических партий, победивших на парламентских выборах. В состав Национального Совета Словакии входят 150 депутатов. Президент страны избирается прямым всенародным голосованием на срок пять лет. Он представляет государство во внешних сношениях, ратифицирует международные договоры и соглашения, созывает учредительное заседание Национального Совета, распускает его, подписывает его законы, назначает и отзывает главу и других членов правительства, является главнокомандующим вооруженных сил, объявляет референдум, представляет Национальному Совету ежегодный доклад об общественно-политическом положении.

Правительство несет ответственность перед Национальным Советом, который в случае необходимости имеет право выразить ему недоверие. В таком случае, в соответствии с Конституцией страны, президент отзывает правительство. Председателем Правительства 15 октября 2002 г. повторно назначен Микулаш Дзуринда.

— Каковы результаты последних парламентских выборов в Словакии?

— По результатам выборов (20—21 сентября 2002 г.), из 25-ти партий, принимавших участие в них, вошли в нынешний состав Национального Совета семь: Движение за демократическую Словакию (ДДС) — 36 мандатов; Словацкий демократический христианский Союз (СДХС) — 28 мандатов; Партия «Смер» (ПС) — 25 мандатов; Партия мадьярской коалиции (ПМК) — 20 мандатов; Христианско- демократическое движение (ХДД) — 15 мандатов; Альянс нового гражданина (АНГ) — 15 мандатов; Коммунистическая партия Словакии (КПС) — 11 мандатов. Несмотря на то, что ДДС (возглавляемый В. Мечияром) одержал относительную победу на выборах, он не смог войти в состав правительства, сформированного коалицией четырех партий — СДХС, ПМК, ХДД, АНГ.

— Каковы приоритеты внешней политики Словацкой Республики?

— Основные усилия на современном этапе направлены на интеграцию в западные политические, экономические структуры и структуры безопасности; активное участие в работе международных организаций (ООН, СЕ, ОБСЕ) и деятельности региональных объединений (Вышеградская группа, ЦЕФТА, ЦЕИ); дальнейшее развитие динамичных отношений с соседними странами — Чехией, Австрией, Польшей, Венгрией и Украиной.

Осенью 2000 года Словакия получила статус полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что стало одним из наиболее весомых внешнеполитических успехов Словакии за годы ее существования в качестве независимого государства. Несомненно, результатом успешной внешнеполитической деятельности страны стал Пражский саммит НАТО.

— Как бы вы охарактеризовали двухсторонние украинско-словацкие отношения?

— Украина одной из первых признала государственную независимость Словацкой Республики — в день ее провозглашения, 1 января 1993 года. А уже в июне того же года тогдашний президент Словацкой Республики М. Ковач побывал в Украине с официальным визитом, во время которого был подписан двухсторонний Договор о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве. Широкие возможности для всестороннего взаимовыгодного сотрудничества Украины и Словацкой Республики обусловлены многими объективными факторами: наличием общих границ; глубокими историческими и культурными связями наших народов; отсутствием каких-либо взаимных территориальных претензий; взаимодополняющим характером национальных экономик; существованием многочисленного украинского национального меньшинства в Словакии и словацкого — в Украине.

В 1999 г. политические отношения между Украиной и Словакией ощутимо активизировались. В частности, состоялись три встречи Президента Украины Л.Кучмы и президента Словакии Р. Шустера: во время инаугурационных мероприятий в Братиславе (15.06.99) и Киеве (30.11.99) и в рамках проведения саммита «Балто-Черноморское сотрудничество: к интегрированной Европе без разделительных линий» (г. Ялта, 10—11.09.99).

12—14 июня 2001г. состоялся первый официальный визит в Словакию Президента Украины Л.Кучмы, который очертил широкий спектр перспективных направлений двухстороннего сотрудничества, а 1—3 декабря 2002 г. — официальный визит в Украину президента Словакии Р. Шустера.

В целом, характерным признаком украинско-словацкого политического диалога на современном этапе является углубление уровня конструктивного партнерства на основе совпадения евроинтеграционных и евроатлантических устремлений и идентичности позиций в вопросах фундаментальных аспектов международного сотрудничества.

— Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние пограничного сотрудничества?

— Учитывая тесные исторические, культурные и экономические связи пограничных регионов Украины и Словакии, любые попытки искусственно разделить эту единую во многих аспектах территорию вызывают ощутимую реакцию ее жителей. Именно так было воспринято введение Словакией визового режима с нашим государством, что на первом этапе негативным образом сказалось на пограничной торговле, туристическом бизнесе, гуманитарных обменах. С определенной тревогой ожидается и введение в действие шенгенских правил пересечения украинско-словацкой границы. Одним из действенных механизмов избежания создания новой линии разделения Европейского континента на границе между нашими государствами является интенсификация трансграничного сотрудничества. Сейчас это направление украинско-словацких отношений рассматривается как приоритетное.

В то же время значительный потенциал имеет активное сотрудничество пограничных регионов стран в рамках международной ассоциации «Карпатский Еврорегион», подготовка совместных проектов для финансирования их через фонды ЕС (программы PHARE и TACIS).

Уже сегодня стоит посмотреть на региональное сотрудничество между Украиной и Словакией в шенгенском режиме, превращая пограничные взаимоотношения в трансграничные как в билатеральном сотрудничестве, так и в формате Карпатского Еврорегиона, используя для этого механизмы и инструменты Европейского Союза, его техническую и финансовую помощь. Будет содействовать этому и Программа развития еврорегионов и образование Межведомственной комиссии по вопросам развития трансграничного сотрудничества и еврорегионов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины в апреле 2002 г.

— Контактируют ли ученые двух наших стран?

— Основными направлениями сотрудничества являются обмены студентами на частичный и полный курс обучения, стажерами и аспирантами, учителями и учеными на педагогическую и научную работу. Между 16 украинскими вузами и 8 словацкими поддерживаются перманентные прямые связи. Особенно хочу отметить устойчивые научные контакты, которые успешно развиваются между Национальным институтом стратегических исследований Президента Украины (Закарпатский филиал) и Исследовательским центром словацкой ассоциации внешней политики (Research Center of the Slovak Policy Association). Именно эти два научных учреждения на протяжении длительного времени последовательно проводят мониторинг, анализ и инициируют экспертное обсуждение проблем на уровне двусторонних контактов между Украиной и Словакией и связанных с расширением ЕС на Восток, введением визового режима в странах-соседях. В рамках совместного проекта «Карпатский Еврорегион: перспективы и вызовы» (2001—2002 гг.) они провели четыре международных экспертных «круглых стола», результатами которых стали четыре научных издания. Нельзя не упомянуть и международную конференцию по вопросам украинско-словацкого трансграничного сотрудничества (30—31 мая 2002 г.), которая состоялась под эгидой Совета Европы и патронатом президентов двух стран Леонида Кучмы и Рудольфа Шустера.

Светлана МИТРЯЕВА — старший консультант Национального института стратегических исследований Президента Украины, кандидат исторических наук, автор более 80-ти научных трудов, опубликованных в Украине, России, Венгрии и Словакии, президент Фонда «Европейский дом», председатель подкомитета по вопросам европейской интеграции «Общественного парламента женщин Украины».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать